English Chinese (Simplified) French German Russian
version_black
<Октябрь 2017>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
161718202122
23242526272829
3031     
best
002
005
nac_reestr_logo

 

univer_top

 

Znachok_pobeditelya_6
Состояние информатизации КемГИК

Процесс информатизации во всем мире принято расценивать как ключевое условие успешного развития общества, доминирующую тенденцию развития цивилизации в XXI веке. Благодаря стремительному развитию средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности десятков и сотен миллионов людей, активно формируется информационное общество.

Информационное общество   прочно ассоциируется с информационно-коммуникационными технологиями. Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые перспективы для образования. Значение широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования подчеркивается в отечественных и международных документах, освещающих особенности развития образования в условиях продвижения к информационному обществу и обществам знаний. Роль информационно-коммуникационных технологий как важнейшего средства роста имеющегося культурного, образовательного и научно-технологического потенциала страны подчеркивается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, выдвигающей в качестве глобальной задачи современности необходимость уже в среднесрочной перспективе и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

В настоящее время, когда вопросам информатизации социальной сферы (в именно – образования, культуры и искусства) уделяется большое внимание, наш вуз создает условия по подготовке современного, востребованного специалиста.

Эффективное использование возможностей информатизации в образовании требует разработки и реализации ее идеологии не только на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, но и местном, ориентированном на развитие информатизации в условиях каждого конкретного учебного заведения. В силу этого информатизация стала предметом программных разработок различного статуса. Основная их цель связана с обеспечением максимальной эффективности информатизации, снижением проблем и рисков ее развития с учетом особенностей соответствующей предметной области. То огромное внимание, уделяемое продвижению информационных технологий в деятельность Кемеровского государственного института культуры, характеризуют те документы, которые принимались и реализовывались в вузе:

  • «Проектирование учебно-информационной среды в системе дистанционного образования» (2001-2003 гг.);
  • «Проектирование учебно-информационной  среды  в системе дистанционного образования в сфере  культуры и искусств региона» (2003 г.);
  • Эксперимент по внедрению модульно-рейтинговой системы  в учебный процесс КемГИК» (2008-2009 гг.);
  • Концепция «Информатизация учебной, научно-исследовательской, творческо-исполнительской и административно-управленческой деятельности КемГИК» (2009-2010 гг.);
  • «Концепция Информатизация КемГИК до 2020 года».

Остановимся на последнем документе, Концепции информатизации Кемеровского государственного института культуры, которая была утверждена Ученым советом КемГИК 28 ноября 2010 г., протокол № 3 и представляет собой систему положений, определяющих сущность, цели, задачи и направления развития информатизации в, а также подходы к их реализации.  Концепция направлена на стимулирование применения  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  во всех сферах деятельности вуза  с целью повышения качества образования в условиях перехода цивилизации к глобальному информационному обществу.  Концепция раскрывает стратегические вопросы развития информатизации Кемеровского государственного института культуры (КемГИК) и предполагает  развитие вуза по следующим основным направлениям:

  • Информатизация учебной и учебно-методической деятельности;
  • Информатизация научной деятельности;
  • Информатизация художественно-творческой деятельности;
  • Информатизация воспитательной и социальной деятельности;
  • Информатизация просветительской деятельности;
  • Информатизация непрерывного образования и профориентационной деятельности;
  • Информатизация управленческой деятельности;
  • Информатизация деятельности научной библиотеки;
  • Информатизация деятельности  в сфере документационного обеспечения.

Для каждой сферы предусматривается решение комплекса регламентных и инновационных задач, связанных с реализацией следующих стратегических направлений информатизации КемГИК:

  • создание единой системы автоматизированной обработки информации;
  • внедрение соответствующих информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование интегрированного комплекса электронных информационных ресурсов;
  • производство информационных продуктов и услуг;
  • обеспечение подготовки преподавателей и сотрудников к интенсивному развитию информатизации.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий является одним из основных направлений развития вуза.  Информатизация на ранних этапах ее развития ассоциировалась преимущественно с созданием технической базы, овладением навыками работы с персональным компьютером.

Становление информатизации вуза в предыдущие годы (до 2011 года) связывалось с развитием ее технико-технологических аспектов и осуществлялось отдельными подразделениями вуза на инициативной основе, это:

  • кафедра технологии автоматизированной обработки информации (ТАОИ);
  • научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы и др.

С целью активизации продвижения информационно-коммуникационных технологий в информационное обеспечение учебного процесса в вузе создана лаборатория инновационных образовательных технологий. Ее задачи по развитию информатизации вуза связаны с определением методов и средств обеспечения высокого качества преподавания и обучения, ориентированных на использование электронных образовательных информационных ресурсов.

Широкое использование электронных информационных ресурсов обеспечивает научная библиотека КемГИК.

Для практического решения задач информатизации вуза был создан Центр информационных технологий (под руководством Малышева Василий Викторович), задачами которого были: обеспечение доступности средств связи (создание и поддержка внутренней телефонной сети); обеспечение работоспособности компьютерного парка вуза; создание локальной вычислительной сети. В реализации данных задач, вуз достиг важных результатов, в числе которых: современная локальная сеть, объединение вычислительных возможностей учебных корпусов, подключение к сети Интернет, обеспечение технического обслуживания компьютерной техники и т.д.

В 2011 году Центр информационных технологий был трансформирован в Управление информатизации вуза (под руководством Борздун В.Н.). Деятельность Управления информатизации была определена через координацию действий всех подразделений вуза по выполнению программ по информатизации вуза, выработке предложений, корректировке текущих задач и выдаче соответствующих рекомендаций; сопровождение информационно-образовательной среды вуза, повышение профессиональных знаний, совершенствование профессионального мастерства и деловых качеств работников вуза, подготовку их к выполнению новых трудовых функций; научно-методическое руководство в области информатизации подразделениями учебного, творческого и научно-инновационного направлений вуза.

Деятельность управления регламентирует ряд документов, принятых на Ученом совете, протокол № 02 от 15.10.2012 (переработано и пересмотрено марте 2017 г.):

Повышение квалификации преподавателей и сотрудников вуза в области информатизации и применения информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности обеспечивается как на базе внешних организаций, так и Управления информатизации. Подготовка студентов в этом направлении осуществляется через организуемое кафедрами вуза изучение соответствующих профилю подготовки выпускников ИКТ-ориентированных дисциплин.

Реализация концепции информатизации вуза предполагает создание условий для более широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном, научном, творческом и воспитательном процессах, для подготовки компетентных специалистов в сфере культуры и искусства, в социальной и информационной сферах, более мобильного управления учебным процессом, широкого участия студентов и преподавателей в дистанционных проектах. Создание широких возможностей по выходу в сеть интернет студентов и сотрудников вуза, что позволит организовать взаимодействие преподавателей и студентов в сети интернет, обеспечить свободный доступ к «электронной образовательной среде КемГИК из любой точки информационно-образовательного пространства, создать условия для мобильного управления вузом.

В настоящее время в вузе имеются аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием и современной компьютерной техникой для реализации образовательных программ:

  • специализированные аудитории:
    • концертный зал;
    • конференц-аудитория (а. 1138);
    • музей;
    • музей им. А. Панина (а. 1309);
    • просмотровый зал (ИВИ, а. 2503);
    • 3 аудитории, оборудованных интерактивными досками (а. 1307, 2407, 2408), в том числе мультимедийным проекционным оборудованием;
    • 24 учебных аудиторий, оборудованных мультимедийными комплектами (1220, 1221, 1325, 1328, 1405, 1409, 2100, 2102, 2109, 2201, 2202, 2205, 2209, 2303, 2307, 2316, 2320, 2403, 2413, 2422, 2423, 2425, 2509, библиотека 3 корпуса), имеется 1 мобильный мультимедийный комплект (УИ: 2 корпус);
  • компьютеризированные аудитории:
    • лингафонный кабинет;
    • лаборатория для видеомонтажа;
    • 12 компьютерных классов.

Изменена концепция оборудования аудиторий, если ранее предполагалось использование мобильных проекционных комплексов, то начиная с 2011 года, аудитории оборудуются стационарными комплексами (например, установлены в аудиториях интерактивные комплексы на стационарной основе в первом и втором корпусах и т.д.).

Учитывая интенсивное развитие компьютерной техники и рост потребностей в ее использовании, вуз постоянно обновляет и наращивает имеющийся компьютерный парк.

pk

Таким образом на 01 января 2017 года вуз оснащен;

  • Моноблоками – 13 ед.;
  • Ноутбуками – 42 ед.;
  • Персональными компьютерами – 405 ед.;
  • Планшетами – 8 ед.;
  • Серверами – 7 ед.

Схема корпоративной сети связи

shema

В вузе создана и постоянно развивается локальная вычислительная сеть (ЛВС), объединяющая три учебных корпуса.

В составе локальной вычислительной сети функционирует более 91 % компьютеров, составляющих общий компьютерный парк вуза. К локальной сети подключены все компьютерные классы. Ведутся работы по дальнейшему развитию локальной вычислительной сети, как в плане роста числа подключенных к сети компьютеров, так и технологического развития самой ЛВС.

В настоящее время, для обеспечения доступности сетевых ресурсов обучающимся во вне учебного времени, в вузе созданы следующие условия:

  • 16 ПК в помещениях научной библиотеки в 3-х учебных корпусах;
  • WiFi-зона в 1 и 2 учебных корпусах;
  • около 300 портов для подключения к сети в общежитиях

В качестве Интернет-провайдера с 2009 г. выступает ООО «Региональные информационные технологии», с 2011 г. доступ в сеть Интернет также предоставляет ООО «Е-Лайт-Телеком». Доступ в Интернет (в соответствии с лицензиями, выданными вузу Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций № 152523 от «30» марта 2017 г. – «оказание телематических услуг») возможен с любого компьютера, подключенного к ЛВС, и предоставляется в соответствии с заявками руководителей структурных подразделений.

В июне 2017 года наш вуз обладает развитой телекоммуникационной инфраструктурой, объединяющей компьютеры и серверы в единую корпоративную сеть и обеспечивающей автоматизацию и информационную поддержку вузских подразделений. Доступ к электронным ресурсам вуза предоставлен всем обучающимся. преподавателям и сотрудникам. В 2013 году введен в эксплуатацию новый сервер IBM System x3650 M2/M3, позволивший кардинально виртуализировать серверную структуру вуза, включающую в себя свыше двух десятков серверов.

Основой организации сетевой инфраструктуры вуза является кластер серверов: web-сервер вуза, файл сервер главного корпуса + SQL сервер, файл сервер второго корпуса, сервер трансляций (вузовское телевидение). В качестве распределителя информации в сети используются два роутера.

На web-серверах вуза размещены сайты (часть из которых, в настоящее время, является устаревшими, требует переработки):

  • art.kemguki.ru – Виртуальная выставка «АРТпроспект»;
  • bbb.kemguki.ru – Система видеоконференцсвязи;
  • fs.kemguki.ru – Депозитарий корпоративной документации;
  • glpi.kemguki.ru – Система управления ИТ-инфраструктурой;
  • edu.kemguki.ru– Электронная образовательная среда;
  • library.kemguki.ru – Электронный каталог библиотеки;
  • nii.kemguki.ru – Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы;
  • nsfo.kemguki.ru – Виртуальный исследовательский институт культуры коренных малочисленных народов Сибирского федерального округа;
  • media.kemguki.ru – Электронная медиатека (в разработке);
  • portfolio.kemguki.ru – Электронное портфолио обучающегося КемГИК;
  • sso.kemguki.ru – Система единого входа / сервер баз данных, разработанных в КемГИК;
  • taoi.kemguki.ru – Сайт кафедры ТАОИ;
  • vestnik.kemguki.ru - Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств;
  • viik.kemguki.ru - Виртуальный исследовательский институт культуры коренных малочисленных народов Кемеровской области;
  • www.kemguki.ru – Официальный сайт КемГИК.

Наличие компьютерной техники и сетевого оборудования позволяет подразделениям вуза широко использовать информационно-коммуникационные технологии различных видов. В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и другие виды деятельности осуществляются практически всеми структурными подразделениями КемГИК. В числе наиболее интенсивно используемых информационно-коммуникационных технологий – информационный поиск в удаленных информационных ресурсах различного профиля. Избирательно используются технологии видеоконференций, создания веб-сайтов, баз данных. Все более заметное место в деятельности кафедр вуза занимает создание электронной учебно-методической продукции, в том числе мультимедийной.

Стандарты ГОС ВПО третьего поколения (и последующие) требуют, чтобы основные образовательные программы были обеспечены учебно-методической документацией и материалами, представленными в сети Интернет или локальной сети вуза. Для обеспечения студентов и сотрудников КемГИК возможностью доступа к учебно-методическим ресурсам разработана информационная система «Электронная образовательная среда КемГИК». Структура «Электронной образовательной среды», реализованной в нашем вузе представлена на рисунке.

e-shema

Рис. Функциональная схема электронной среды вуза.

 

Функциональная схема электронно-образовательной среды

f-shema

Создание и развитие «Электронной образовательной среды» определено рядом решений, принятых в нашем вузе, а именно:

  • «п. 3.7. Внедрение электронной системы Moodle по организации самостоятельной работы студентов» (С. 8, Комплексная программа реализации стратегии развития Кемеровского государственного университета культуры и искусств (2008-2013 гг.));
  • «п. 1.1. Осуществление проекта «АИС-вуз» (информационное обеспечение, программное обеспечение, медиа-обеспечение)» (С. 39, Комплексная программа реализации стратегии развития КемГИК (2008-2013 гг.));
  • «…» (С. 15, 17-18, 20, 25, Концепция информатизации Кемеровского государственного университета культуры и искусств на период до 2020 года);
  • «… совершенствование информационно-образовательных ресурсов» (С.8, Программа развития Кемеровского государственного университета культуры и искусств (2013 – 2017 гг.));
  • «п. 2.4. Формирование «Электронной образовательной среды КемГИК», единой системы подготовки, хранения и доставки медиаконтента (графика, аудио, видео, мультимедиа)» (С. 11, План реализации программы  развития Кемеровского государственного университета культуры и искусств (2013 – 2017 гг.));
  • «п. 4.2. Развитие «Электронной образовательной среды университета» Проектирование, разработка и внедрение электронной медатеки и формирование её контента» (С. 8-9, План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в отношении подведомственного Министерству культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»).

В последние три года идет бурное развитие электронной образовательной сети вуза, в которой уже размещено более пяти тысяч учебно-методических комплексов (в цифровом виде), из них более 3,3 тысяч «больших» УМК.

Представленная выше схема отображает реальные возможности нашей системы, но в тоже время имеются потребности в её развитии – формировании медиатеки.

В настоящее время в нашей системе возможно размещение данных представленных в различных видах:

  • фото (графика), отображается в виде списка графических файлов;
  • звук (аудио),  отображается в виде проигрывателя;
  • видео, отображается в виде проигрывателя.

При данном размещении имеются как достоинства (могут размещать материалы все преподаватели и многое другое, закрытый доступ), так и недостатки (отсутствие: идентичного описания ресурса, возможности поиска ресурса, навигации, деятельность не управляема, низкая возможность вторичного использования и т.д.).

 

Функциональная схема системы информационной поддержки учебного процесса

(на основе 1С: Университет)

prorektor

В соответствии с постановлением Правительство Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования» и письмом Минобрнауки России №13-1849 от 03.04.2014 «О подключении к единой информационной системе», приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» в 2013-2014 гг. осуществлено подключение к защищенным сетям, обеспечивающим работу по «ФИС ЭГЕ» и «ЕГИСМ (ФИС ГА)», деятельность по поддержке и развитию этого направления осуществляет сектор технического сопровождения под руководством А.А. Прасолова.

Современные условия реализации образовательных программ в вузах требуют наличия автоматизированных информационных систем, для осуществления электронного документооборота и контроля над организацией процесса обучения. В частности, в КемГИК до августа 2014 года осуществлялось внедрение системы «Галактика ERP» (Галактика-ВУЗ), с августа – взят ориентир на использование информационной системы 1С: Университет (ПРОФ). Выбор данной системы был обусловлен экспертной оценкой сотрудниками вуза различных информационных систем, а также, в связи с тем, что решение 1С: Университет (ПРОФ) создано в сотрудничестве с высшими учебными заведениями, поддерживает отраслевую специфику, апробировано на практике в реальных условиях. 1С: Университет (ПРОФ) позволит нашему вузу создать единую информационную среду, включающую созданные и используемые ранее системы.

 

Структура информационной системы административно-финансовых подразделений

struktura-afp

Внедрение системы 1С: Университет (ПРОФ) в нашем вузе осуществляется поэтапно: на первом этапе (2015 г.) осуществлялась апробация и внедрение решения для приемной комиссии, на втором этапе (2016-2017 гг.), вводятся в деятельность модули, позволяющие автоматизировать работу учебно-методического управления, специалистов студенческого отдела кадров, директоратов институтов. Деятельность по внедрению решения 1С: Университет (ПРОФ) осуществляет образовательный сектор, информационную поддержку - сектор информационного обеспечения.

Работа сотрудников ряда вспомогательных подразделений вуза строится на платформе «1С»: в финансово-экономическом отделе и кадровой службе используется система 1С: Предприятие, 8 версия.

Вузом ежегодно приобретается право использования должного уровня крайне необходимого ПО, такого как: АИС 1С, ИС Консультант, Антивируса Косперского. В 2016 г. был закуплен пакет лицензий MS Office 2016 Plus и комплект 1С-Битрикс + 1С-Сайт учебного заведения.

На основании вышеизложенного анализа выявлены проблемы, требующие решения: устаревающая компьютерная база, отсутствие web-программиста не представляет возможности создавать дополнительные ресурсы по данному направлению, отсутствие документальной основы для размещения материалов в сети интернет, обеспечение лицензионным программным обеспечением, остается открытым вопрос по обобщению показателей и индикаторов оценки уровня информатизации вуза и др.

В дополнение к ранее изложенным положениям, для оптимизации процессов управления внедрением и использованием информационных технологий в вузе, были разработаны и приняты до 2016 года Ученым советом КемГИК, которые переработаны в марте-апреле 2017 г.:

  • Регламент работ в информационной системе «Галактика управление вузом» в Кемеровском государственном институте культуры;
  • Концепция электронной медиатеки;
  • Положение о постояннодействующей Интернет-выставке творческих проектов «АРТпроспект»;
  • Положение об электронной образовательной среде КемГИК;
  • Положение о депозитарии корпоративной документации;
  • Инструкция об организации деятельности на типовом автоматизированном рабочем месте сотрудника;
  • Инструкция об организации деятельности на типовом автоматизированном рабочем месте обучающегося;
  • Инструкция об организации деятельности на типовом автоматизированном рабочем месте лектора;
  • Инструкция администратора информационной безопасности;
  • Инструкция по работе пользователей на объектах информатизации;
  • Инструкция по проведению антивирусного контроля на объектах информатизации;
  • Инструкция по организации парольной защиты на объектах информатизации.

В течение 2016/2017 учебном году сотрудниками управления информатизации проведено:

  • обучение и консультирование сотрудников вуза:
    • в области создания и эффективного использования современных ИКТ-средств;
    • работе в информационной среде "Moodle";
    • работе в информационной среде "1С: Университет (Проф.)";
    • работе по ведению электронного расписания (rasp.kemguki.ru);
  • сопровождение проекционного оборудования общевузовских, институтских и кафедральных мероприятий; учебного процесса в учебных корпусах вуза;
  • становка, сопровождение и обеспечение актуализации учебного и специального программного обеспечения;
  • обслуживание:
    • компьютерных классов;
    • аудиторий, оснащенных мультимедийным оборудованием;
    • автоматизированных рабочих мест специалистов (в т.ч. бухгалтерии);
  • участие в работе советов (Ученого и Учебно-методического) вуза;
  • развитие ЛВС 1-3 корпуса, общежитие;
  • профилактика серверов;
  • опись ЛВС общежития;
  • анализ потребностей структурных подразделений вуза в вычислительной и оргтехнике, программном обеспечении;
  • обучение сотрудников КемГИК на курсах ПК по программе «Мультимедийные средства обучения: методика использования и внедрения в учебный процесс в свете перехода на новые образовательные стандарты»;
  • использование автоматизированной системы для принятия, оформления и учета заявок на техническую помощь;
  • областной конкурс «Анимация. Школа. Кузбасс»;
  • информационная поддержка АИС «Рейтинг»;
  • техническое сопровождение работы приемной комиссии 2016 года.

Анализ выполнения заявок пользователей показал, что в течение учебного года получено 2393 заявки, решено 2404, не выполнено 22.

zayavki

t-zayavki

В прошедшем учебном году остались не решенными ряд вопросов:

  • мониторинг загруженности и состояния компьютерной техники в учебных и мультимедийных аудиториях вуза, оценка эффективности их использования;
  • анализ и отбор показателей и индикаторов оценки уровня информатизации КемГИК;

Исходя из вышеизложенного анализа в 2017/2018 учебном году предполагается продолжить деятельность управления информатизации по следующим направлениям:

  1. Создание информационного портала вуза.
  2. Развитие Электронной образовательной среды.
  3. Развитие Электронного портфолио обучающегося.
  4. Развитие Электронной выставки.
  5. Внедрение 1С: Университет.
  6. Внедрение системы электронного документооборота.
  7. Развитие ЛВС вуза.
  8. Развитие аудиторного фонда через увеличение количества стационарных мультимедийных, проекционных установок в аудиториях.
  9. Развитие системы учета рейтинга преподавателей.
  10. Повышение ИКТ-компетентности сотрудников вуза.

Создание доступной образовательной среды для обучения в вузе культуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Проект соответствует основной стратегической цели, связанной  с созданием условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности, а также отвечает следующим ее задачам: обеспечение равного доступа к культурным благам и возможности реализации творческого потенциала в сфере культуры и искусства для всех граждан России; информатизация отрасли; модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей задачам сохранения традиций лучших российских школ и требованиям современности.

Проект ориентирован на создание благоприятных условий и доступной среды для организации обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по программам предпрофессионального, высшего и дополнительного профессионального образования. КемГИК имеет собственную «Электронную образовательную среду», которая отражает весь комплекс реализуемых в вузе образовательных программ на уровне учебно-методических комплексов дисциплин в цифровом формате. Сделать этот ресурс доступным для инвалидов и лиц и ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения, слуха, с ограничением двигательных функций), желающими получать образование, повышать свою квалификацию в сфере культуры и искусства (в том числе в дистанционном формате) – главная задача настоящего проекта.

Федеральная значимость обусловлена необходимостью реализации комплекса мер, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и направленных на  «обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов». На создание условий для интеллектуального развития и творческих способностей, реализации их в учебной и научно-исследовательской деятельности, в художественном творчестве нацеливает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает создание благоприятной среды «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Реализация данного направления позволит сформировать необходимое и достаточное информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса как важного компонента «доступной среды» для получения и продолжения образования в сфере культуры и искусства инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.  Полученный результат может служить моделью для реализации подобных проектов в других образовательных организациях заведениях сферы культуры.

Оснащение регионального вуза звукоусиливающей аппаратурой мультимедийным оборудованием и другими техническими средствами приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями слуха; аппаратными комплексами и программами невизуального доступа к информации и другими техническими средствами приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями зрения в сочетании с возможностями использования дистанционных образовательных технологий позволит создать условия для получения качественного образования в сфере культуры и искусства творчески одаренным молодым людям с нарушениями зрения, слуха, ограничением двигательных функций, лишенным в настоящее время такой возможности. Это позволит на практике реализовать идею инклюзивного образования в вузе культуры, повысить компетентность научно-педагогических кадров в аспекте учета в учебной, научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности психофизиологических особенностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Кемеровский государственный институт культуры, имея в своей структуре специализированные учебные (кафедры педагогики и психологии,  социальной педагогики) и  исследовательские подразделения (НИИ межкультурной коммуникации, Лабораторию социальной адаптации студентов),  может стать региональным (в масштабах Сибирского региона) центром продвижения идеи инклюзивного образования и внедрения его в образовательную практику организаций предпрофессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования в сфере культуры.

В настоящее время, в институте проведен ряд мероприятий, а именно: на основных сайтах имеется возможность просмотра информации в специализированном режиме; в научной библиотеке имеется возможность воспользоваться специальным (в том числе компьютеризированным) оборудованием. Деятельность отражена в разделе «Доступная среда».