online pharmacy
English Chinese (Simplified) French German Russian
version_black
<Февраль 2017>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
best
002
005
nac_reestr_logo

 

univer_top

 

Znachok_pobeditelya_6
icmeler transfers
Состояние информатизации КемГИК

Процесс информатизации во всем мире принято расценивать как ключевое условие успешного развития общества, доминирующую тенденцию развития цивилизации в XXI веке. Благодаря стремительному развитию средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности десятков и сотен миллионов людей, активно формируется информационное общество.

Информационное общество прочно ассоциируется с информационно-коммуникационными технологиями. Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые перспективы для образования. Значение широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования подчеркивается в отечественных и международных документах, освещающих особенности развития образования в условиях продвижения к информационному обществу и обществам знаний. Роль информационно-коммуникационных технологий как важнейшего средства роста имеющегося культурного, образовательного и научно-технологического потенциала страны подчеркивается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, выдвигающей в качестве глобальной задачи современности необходимость уже в среднесрочной перспективе и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

В настоящее время, когда вопросам информатизации социальной сферы (в именно – образования, культуры и искусства) уделяется большое внимание, наш институт создает условия по подготовке современного, востребованного специалиста.

Эффективное использование возможностей информатизации в образовании требует разработки и реализации ее идеологии не только на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, но и местном, ориентированном на развитие информатизации в условиях каждого конкретного учебного заведения. В силу этого информатизация стала предметом программных разработок различного статуса. Основная их цель связана с обеспечением максимальной эффективности информатизации, снижением проблем и рисков ее развития с учетом особенностей соответствующей предметной области. Огромное внимание, уделяемое продвижению информационных технологий в деятельность Кемеровского государственного института культуры характеризуют те документы, которые принимались и реализовывались в вузе:

  • «Проектирование учебно-информационной среды в системе дистанционного образования» (2001-2003 гг.);
  • «Проектирование учебно-информационной  среды  в системе дистанционного образования в сфере  культуры и искусств региона» (2003 г.);
  • «Эксперимент по внедрению модульно-рейтинговой системы  в учебный процесс КемГИК» (2008-2009 гг.);
  • Концепция «Информатизация учебной, научно-исследовательской, творческо-исполнительской и административно-управленческой деятельности КемГИК» (2009-2010 гг.);
  • «Концепция информатизации КемГИК до 2020 года».

Остановимся на последнем документе  - «Концепции информатизации Кемеровского государственного института культуры», которая была утверждена ученым советом КемГУКИ 28 ноября 2010 г., протокол № 3, и представляет собой систему положений, определяющих сущность, цели, задачи и направления развития информатизации, а также подходы к их реализации.  Концепция направлена на стимулирование применения  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  во всех сферах деятельности института  с целью повышения качества образования в условиях перехода цивилизации к глобальному информационному обществу.  Концепция раскрывает стратегические вопросы развития информатизации Кемеровского государственного института культуры (КемГИК) и предполагает  развитие вуза по следующим основным направлениям:

  • Информатизация учебной и учебно-методической деятельности;
  • Информатизация научной деятельности;
  • Информатизация художественно-творческой деятельности;
  • Информатизация воспитательной и социальной деятельности;
  • Информатизация просветительской деятельности;
  • Информатизация непрерывного образования и профориентационной деятельности;
  • Информатизация управленческой деятельности;
  • Информатизация деятельности научной библиотеки;
  • Информатизация деятельности  в сфере документационного обеспечения.

По каждому из этих направлений предусматривается решение комплекса регламентных и инновационных задач, связанных с внедрением соответствующих информационно-коммуникационных технологий. Реализация каждого комплекса задач предусматривается выполнение определенных условий развития информатизации КемГИК.

Для каждой сферы предусматривается решение комплекса регламентных и инновационных задач, связанных с реализацией следующих стратегических направлений информатизации КемГИК:

  • создание единой системы автоматизированной обработки информации;
  • внедрение соответствующих информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование интегрированного комплекса электронных информационных ресурсов;
  • производство информационных продуктов и услуг;
  • обеспечение подготовки преподавателей и сотрудников к интенсивному развитию информатизации.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий является одним из основных направлений развития института.  Информатизация на ранних этапах ее развития ассоциировалась преимущественно с созданием технической базы, овладением навыками работы с персональным компьютером.

Становление информатизации института в предыдущие годы (до 2011 года) связывалось с развитием ее технико-технологических аспектов и осуществлялось отдельными  подразделениями института на инициативной основе, это:

  • кафедра технологии автоматизированной обработки информации (ТАОИ);
  • научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы и др.

С целью активизации продвижения информационно-коммуникационных технологий в информационное обеспечение учебного процесса в институте создана лаборатория инновационных образовательных технологий. Ее задачи по развитию информатизации вуза связаны с определением методов и средств обеспечения высокого качества преподавания и обучения, ориентированных на использование электронных образовательных информационных ресурсов.

Широкое использование электронных информационных ресурсов обеспечивает научная библиотека КемГИК.

Для практического решения задач информатизации вуза был создан Центр информационных технологий (под руководством Малышева Василий Викторович), задачами которого были: обеспечение доступности средств связи (создание и поддержка внутренней телефонной сети); обеспечение работоспособности компьютерного парка вуза; создание локальной вычислительной сети. В реализации данных задач, вуз достиг важных результатов, в числе которых: современная локальная сеть, объединение вычислительных возможностей учебных корпусов, подключение к сети Интернет, обеспечение технического обслуживания компьютерной техники и т.д.

В 2011 году Центр информационных технологий был трансформирован в Управление информатизации вуза (под руководством Борздун В.Н.). Деятельность Управления информатизации была определена через координацию действий всех подразделений вуза по выполнению программ по информатизации института, выработке предложений, корректировке текущих задач и выдаче соответствующих рекомендаций; сопровождение информационно-образовательной среды института, повышение профессиональных знаний, совершенствование профессионального мастерства и деловых качеств работников института, подготовку их к выполнению новых трудовых функций; научно-методическое руководство в области информатизации подразделениями учебного, творческого и научно-инновационного направлений института.

Деятельность управления регламентирует ряд документов, принятых на Ученом совете, протокол № 02 от 15.10.2012:

Повышение квалификации преподавателей и сотрудников института в области информатизации и применения информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности обеспечивается как на базе внешних организаций, так и Управления информатизации. Подготовка студентов в этом направлении осуществляется через организуемое кафедрами института изучение соответствующих профилю подготовки выпускников ИКТ-ориентированных дисциплин.

Реализация концепции информатизации вуза предполагает создание условий для более широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном, научном, творческом и воспитательном процессах, для подготовки компетентных специалистов в сфере культуры и искусства, в социальной и информационной сферах, более мобильного управления учебным процессом, широкого участия студентов и преподавателей в дистанционных проектах. Создание широких возможностей по выходу в сеть интернет студентов и сотрудников вуза, что позволит организовать взаимодействие преподавателей и студентов в сети интернет, обеспечить свободный доступ к «электронной образовательной среде КемГИК из любой точки информационно-образовательного пространства, создать условия для мобильного управления вузом.

В соответствии с решением Ученого совета КемГУКИ 28 ноября 2010 г., протокол № 3 сформирован состав Совета по информатизации, проведено мероприятие по вопросам информатизации в рамках вузовской конференции.

 

В настоящее время в институте имеются аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием и современной компьютерной техникой для реализации образовательных программ:

 

- специализированные аудитории:

  • конференц-аудитория;
  • просмотровый зал;
  • 3 аудитории, оборудованных интерактивными досками;
  • 9 учебных аудиторий, имеется 10 мобильных мультимедийных комплектов  и планируется установить стационарные установки в 10 аудиториях (на основе проектора или телевизора).

- компьютеризированные аудитории:

  • лингафонный кабинет;
  • лаборатория для видеомонтажа;
  • 13 компьютерных классов.

Изменена концепция оборудования аудиторий, если ранее предполагалось использование мобильных проекционных комплексов, то начиная с 2011 года, аудитории оборудуются стационарными комплексами (например, установлены в аудиториях интерактивные комплексы на стационарной основе в первом и втором корпусах).

При наличии довольно значительного количества данных технических средств, например, у сотрудников вуза имеется в подотчёте 21 единица проекторов (2 из которых не работающих и не подлежащих ремонту), оборудовано на постоянной основе только 9 (!) аудиторий, 10 ед. находятся на организации мобильного обеспечения обще вузовских мероприятий и учебного процесса, остальные в подразделениях вуза. Кроме выше перечисленного следует отметить оснащенность учебных аудиторий телевизионной техникой. В настоящее время, имеется дополнительные заявки на оснащение 5 аудиторий, телевизорами, 5 аудиторий проекционным оборудованием.

С целью обеспечения доступности использования имеющихся средств, следует установить все оборудование на стационарной основе, за исключением 3-4 мобильных комплектов (находящихся в управлении информатизации).

Учитывая интенсивное развитие компьютерной техники и рост потребностей в ее использовании, вуз постоянно обновляет и наращивает имеющийся компьютерный парк.

pk-01.01

image004

В институте создана и постоянно развивается локальная вычислительная сеть (ЛВС), объединяющая три учебных корпуса.

В составе локальной вычислительной сети  функционирует более 80 % компьютеров, составляющих  общий компьютерный парк института. К локальной сети подключены все компьютерные классы. Ведутся работы по дальнейшему развитию локальной вычислительной сети, как в плане роста числа подключенных к сети компьютеров, так и  технологического развития самой ЛВС.

В настоящее время, для обеспечения доступности сетевых ресурсов обучающимся во вне учебного времени, в вузе созданы следующие условия:

  • 16 ПК в помещениях научной библиотеки в 3-х учебных корпусах;
  • WiFi-зона в 1 и 2 учебных корпусах;
  • около 300 портов для подключения к сети в общежитиях
В качестве Интернет-провайдера с 2009 г. выступает ООО «Региональные информационные технологии», с 2011 г. доступ в сеть Интернет также  предоставляет ООО «Е-Лайт-Телеком». Доступ в Интернет (в соответствии с лицензиями  выданными вузу Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных  технологий и массовых коммуникаций № 97765 от 30 марта 2012 г. – «оказание телематических услуг» и № 97764 от 30 марта 2012 г. – «оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей  передачи голосовой информации») возможен с любого компьютера, подключенного к ЛВС, и предоставляется в соответствии с заявками руководителей структурных подразделений. В 2007 г. зарегистрирован домен kemguki.ru, что позволило присваивать web-ресурсам вуза короткие и запоминающиеся наименования, например:
  • www.kemguki.ru - официальный  сайт института;
  • edu.kemguki.ru - сайт «Электронная образовательная среда КемГИК»;
  • library.kemguki.ru - сайт научной  библиотеки инстиутта и т.д.
Размещение информационных ресурсов на серверах web-приложений

image006


Доступ к электронным ресурсам вуза предоставлен всем обучающимся и сотрудникам.

В 2013 году введен в эксплуатацию новый сервер IBM System x3650 M2/M3 позволивший кардинально виртуализировать серверную структуру вуза, включающую в себя 17 серверов.

Основой организации сетевой инфраструктуры вуза является кластер серверов: web-сервер института, файл сервер главного корпуса + SQL сервер, файл сервер второго корпуса, сервер трансляций (вузовское телевидение), сервер электронной почты. В качестве распределителя информации в сети используются два роутера.

Наличие компьютерной техники и сетевого оборудования позволяет подразделениям вуза широко использовать информационно-коммуникационные технологии различных видов. В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и другие виды деятельности осуществляются практически всеми структурными подразделениями КемГИК. В числе наиболее интенсивно используемых информационно-коммуникационных технологий – информационный поиск в удаленных информационных ресурсах различного профиля. Избирательно используются технологии видеоконференций, создания веб-сайтов, баз данных. Все более заметное место в деятельности кафедр института занимает создание электронной учебно-методической продукции, в том числе мультимедийной.

Создание мультимедийной продукции

image008

Стандарты ГОС ВПО третьего поколения требуют, чтобы основные образовательные программы были обеспечены учебно-методической документацией и материалами, представленными в сети Интернет или локальной сети вуза. Для обеспечения студентов и сотрудников КемГИК возможностью доступа к учебно-методическим ресурсам разработана информационная система «Электронная образовательная среда КемГИК».

Создание и развитие «Электронной образовательной среды» определено рядом решений, принятых в нашем вузе, а именно:

  • «п. 3.7. Внедрение электронной системы Moodle по организации самостоятельной работы студентов» (С. 8, Комплексная программа реализации стратегии развития Кемеровского государственного университета культуры и искусств (2008-2013 гг.));
  • «п. 1.1. Осуществление проекта «АИС-вуз» (информационное обеспечение, программное обеспечение, медиа-обеспечение)» (С. 39, Комплексная программа реализации стратегии развития КемГУКИ (2008-2013 гг.));
  • «…» (С. 15, 17-18, 20, 25, Концепция информатизации Кемеровского государственного института культуры на период до 2020 года);
  • «… совершенствование информационно-образовательных ресурсов» (С.8, Программа развития Кемеровского государственного института культуры (2013 – 2017 гг.));
  • «п. 2.4. Формирование «Электронной образовательной среды КемГИК», единой системы подготовки, хранения и доставки медиаконтента (графика, аудио, видео, мультимедиа)» (С. 11, План реализации программы  развития Кемеровского государственного института культуры (2013 – 2017 гг.));
  • «п. 4.2. Развитие «Электронной образовательной среды института» Проектирование, разработка и внедрение электронной медатеки и формирование её контента» (С. 8-9, План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в отношении подведомственного Министерству культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»).

Из вышеперечисленных решений вытекает, что в нашем вузе необходимо иметь среду, обеспечивающую взаимодействие преподавателей и студентов, предоставляющую обучающимся доступ к образовательному контенту, представленному в различном виде: тексте, графике, видео и аудио. В настоящее время, уже реализована возможность работать с определенными данными, с целью получения достоверной образовательной информации.

Структура «Электронной образовательной среды», реализованной в нашем вузе представлена на рисунке:

В последние два года идет бурное развитие электронной образовательной сети вуза, в которой уже размещено более двух тысяч учебно-методических комплексов (в цифровом виде).

  Функциональная схема электронно-образовательной среды

Представленная выше схема отображает реальные возможности нашей системы, но в тоже время имеются потребности в её развитии – формировании медиатеки.

В настоящее время в нашей системе возможно размещение данных представленных в различных видах:

  • фото (графика), отображается в виде списка графических файлов;
  • звук (аудио),  отображается в виде проигрывателя;
  •  видео, отображается в виде проигрывателя.

При данном размещении имеются как достоинства (могут размещать материалы все преподаватели и многое другое, закрытый доступ), так и недостатки (отсутствие: идентичного описания ресурса, возможности поиска ресурса, навигации, деятельность не управляема, низкая возможность вторичного использования и т.д.).

«В соответствии с постановлением Правительство Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования» и письмом Минобрнауки России №13-1849 от 03.04.2014 «О подключении к единой информационной системе», приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» в 2013-2014 гг. осуществлено подключение к защищенным сетям, обеспечивающим работу по «ФИС ЭГЕ» и «ЕГИСМ (ФИС ГА)», деятельность по поддержке и развитию этого направления осуществляет сектор технического сопровождения под руководством А.А. Прасолова.

Современные условия реализации образовательных программ в вузах требуют наличия автоматизированных информационных систем, для осуществления электронного документооборота и контроля над организацией процесса обучения. В частности, в КемГИК до августа 2014 года осуществлялось внедрение системы «Галактика ERP» (Галактика-ВУЗ), с августа – взят ориентир на использование информационной системы 1С: Университет (ПРОФ). Выбор данной системы был обусловлен экспертной оценкой сотрудниками вуза различных информационных систем, а также, в связи с тем, что решение 1С: Университет (ПРОФ) создано в сотрудничестве с высшими учебными заведениями, поддерживает отраслевую специфику, апробировано на практике в реальных условиях. 1С: Университет (ПРОФ) позволит нашему вузу создать единую информационную среду, включающую созданные и используемые ранее системы.

Внедрение системы 1С: Университет (ПРОФ) в нашем вузе осуществляется поэтапно: на первом этапе (2015 г.) осуществлялась апробация и внедрение решения для приемной комиссии, на втором этапе (2016-2017 гг.), вводятся в деятельность модули, позволяющие автоматизировать работу учебно-методического управления, специалистов студенческого отдела кадров, директоратов институтов. Деятельность по внедрению решения 1С: Университет (ПРОФ) осуществляет руководитель образовательного сектора Управления информатизации О.В. Дворовенко, информационную поддержку осуществляет сектор информационного обеспечения под руководством В.Н. Дворовенко.»

Функциональная схема системы информационной поддержки учебного процесса

Работа сотрудников ряда вспомогательных подразделений вуза строится на платформе «1С».

Структура информационной системы административно-финансовых подразделений

 

Вузом ежегодно приобретается право использования должного уровня крайне необходимого ПО, такого как: АИС 1С, ИС Консультант, Антивируса Косперского на общую сумму более 450 тысяч рублей. Так же Вуз имеет право легитимного использования ряда ПО (в частности – операционных систем, комплекта Адобе и др.), но в тоже время, следует отметить важность приобретения (!) другого ПО (в частности офисного). Переход же на свободно распространяемое ПО, затребует от вуза дополнительные расходы в не меньшем объеме, и создаст проблемы совместимости используемого ПО и условия для подготовки специалистов с невостребованными (умениями в сфере ИКТ) работодателями.

В дополнение к ранее изложенным положениям, для оптимизации процессов управления внедрением и использованием информационных технологий в институте, были разработаны и приняты Ученым советом КемГИК:

  • Концепция электронной медиатеки;
  • Положение о постояннодействующей Интернет-выставке творческих проектов «АРТпроспект»;
  • Положение об электронной образовательной среде КемГИК;
  • Положение о депозитарии корпоративной документации;
  • Инструкция об организации деятельности на типовом автоматизированном рабочем месте сотрудника;
  • Инструкция об организации деятельности на типовом автоматизированном рабочем месте обучающегося;
  • Инструкция об организации деятельности на типовом автоматизированном рабочем месте лектора;
  • Инструкция администратора информационной безопасности;
  • Инструкция по работе пользователей на объектах информатизации;
  • Инструкция по проведению антивирусного контроля на объектах информатизации;
  • Инструкция по организации парольной защиты на объектах информатизации.

В реализации концепции информатизации КемГИК запланированы мероприятия, реализация которых требует своего решения (например создание и внедрение дополнительных информационных систем и т.д.). Например, есть нерешенные вопросы по вопросу обеспечения лицензионным программным обеспечением, остается открытым вопрос по обобщению показателей и индикаторов оценки уровня информатизации вуза и ряда других вопросов.

«В течение 2015/2016 учебном году сотрудниками управления информатизации проведено:

  • обучение и консультирование сотрудников вуза:
    • в области создания и эффективного использования современных ИКТ-средств;
    • работе в информационной среде "Moodle";
    • работе в информационной среде "1С: Университет (Проф.)";
  • сопровождение проекционного оборудования общевузовских, институтских и кафедральных мероприятий; учебного процесса в учебных корпусах вуза;
  • установка, сопровождение и обеспечение актуализации учебного и специального программного обеспечения;
  • обслуживание:
    • компьютерных классов;
    • автоматизированных рабочих мест специалистов (в. т.ч. бухгалтерии);
  • участие в работе советов (Ученого и Учебно-методического) вуза;
  • развитие ЛВС 1-3 корпуса, общежитие;
  • профилактика серверов;
  • опись ЛВС общежития;
  • анализ потребностей структурных подразделений вуза в вычислительной и оргтехнике, программном обеспечении;
  • обучение сотрудников КемГИК на курсах ПК по программе «Мультимедийные средства обучения: методика использования и внедрения в учебный процесс в свете перехода на новые образовательные стандарты»;
  • запуск обновленного способа принятия, оформления и учета заявок на тех помощь;
  • областной конкурс «Анимация. Школа. Кузбасс»;
  • поддержка АИС «Рейтинг»;
  • техническое сопровождение работы приемной комиссии 2015 года.

Исходя из вышеизложенного анализа в 2016/2017 учебном году предполагается продолжить деятельность управления информатизации по следующим направлениям:

  1. Создание информационного портала вуза.
  2. Развитие Электронной образовательной среды.
  3. Развитие Электронной выставки.
  4. Внедрение 1С: Университет.
  5. Внедрение системы электронного документооборота.
  6. Развитие ЛВС вуза.
  7. Развитие аудиторного фонда через увеличение количества стационарных мультимедийных, проекционных установок в аудиториях.
  8. Проведение апробации системы учета рейтинга преподавателей.
  9. Повышение ИКТ-компетентности сотрудников вуза.»

Начальник управления информатизации

В.Н. Борздун