Состояние информатизации КемГИК

Процесс информатизации во всем мире принято расценивать как ключевое условие успешного развития общества, доминирующую тенденцию развития цивилизации в XXI веке. Благодаря стремительному развитию средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности десятков и сотен миллионов людей, активно формируется информационное общество.

Информационное общество   прочно ассоциируется с информационно-коммуникационными технологиями. Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые перспективы для образования. Значение широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования подчеркивается в отечественных и международных документах, освещающих особенности развития образования в условиях продвижения к информационному обществу и обществам знаний. Роль информационно-коммуникационных технологий как важнейшего средства роста, имеющегося культурного, образовательного и научно-технологического потенциала страны подчеркивается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, выдвигающей в качестве глобальной задачи современности необходимость уже в среднесрочной перспективе и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

В настоящее время, когда вопросам информатизации социальной сферы (в именно – образования, культуры и искусства) уделяется большое внимание, наш вуз создает условия по подготовке современного, востребованного специалиста.

Эффективное использование возможностей информатизации в образовании требует разработки и реализации ее идеологии не только на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, но и местном, ориентированном на развитие информатизации в условиях каждого конкретного учебного заведения. В силу этого информатизация стала предметом программных разработок различного статуса. Основная их цель связана с обеспечением максимальной эффективности информатизации, снижением проблем и рисков ее развития с учетом особенностей соответствующей предметной области. То огромное внимание, уделяемое продвижению информационных технологий в деятельность Кемеровского государственного института культуры, характеризуют те документы, которые принимались и реализовывались в вузе:

  • «Проектирование учебно-информационной среды в системе дистанционного образования» (2001-2003 гг.);

  • «Проектирование учебно-информационной среды в системе дистанционного образования в сфере культуры и искусств региона» (2003 г.);

  • Эксперимент по внедрению модульно-рейтинговой системы в учебный процесс КемГИК» (2008-2009 гг.);

  • Концепция «Информатизация учебной, научно-исследовательской, творческо-исполнительской и административно-управленческой деятельности КемГИК» (2009-2010 гг.);

  • «Концепция Информатизация КемГИК до 2020 года».


Остановимся на последнем документе, Концепции информатизации Кемеровского государственного института культуры, которая была утверждена Ученым советом КемГИК 28 ноября 2010 г., протокол № 3 и представляет собой систему положений, определяющих сущность, цели, задачи и направления развития информатизации в, а также подходы к их реализации. Концепция направлена на стимулирование применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах деятельности вуза с целью повышения качества образования в условиях перехода цивилизации к глобальному информационному обществу. Концепция раскрывает стратегические вопросы развития информатизации Кемеровского государственного института культуры (КемГИК) и предполагает развитие вуза по следующим основным направлениям:

  • Информатизация учебной и учебно-методической деятельности;

  • Информатизация научной деятельности;

  • Информатизация художественно-творческой деятельности;

  • Информатизация воспитательной и социальной деятельности;

  • Информатизация просветительской деятельности;

  • Информатизация непрерывного образования и профориентационной деятельности;
  • Информатизация управленческой деятельности;

  • Информатизация деятельности научной библиотеки;

  • Информатизация деятельности в сфере документационного обеспечения.


Для каждой сферы предусматривается решение комплекса регламентных и инновационных задач, связанных с реализацией следующих стратегических направлений информатизации КемГИК:

  • создание единой системы автоматизированной обработки информации;

  • внедрение соответствующих информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование интегрированного комплекса электронных информационных ресурсов;

  • производство информационных продуктов и услуг;

  • обеспечение подготовки преподавателей и сотрудников к интенсивному развитию информатизации.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий является одним из основных направлений развития вуза. Информатизация на ранних этапах ее развития ассоциировалась преимущественно с созданием технической базы, овладением навыками работы с персональным компьютером.

Становление информатизации вуза в предыдущие годы (до 2011 года) связывалось с развитием ее технико-технологических аспектов и осуществлялось отдельными подразделениями вуза на инициативной основе, это:

  • кафедра технологии автоматизированной обработки информации (ТАОИ);

  • научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы и др.

С целью активизации продвижения информационно-коммуникационных технологий в информационное обеспечение учебного процесса в вузе действовала лаборатория инновационных образовательных технологий. Ее задачи по развитию информатизации вуза связаны с определением методов и средств обеспечения высокого качества преподавания и обучения, ориентированных на использование электронных образовательных информационных ресурсов.

Широкое использование электронных информационных ресурсов обеспечивает научная библиотека КемГИК.

Для практического решения задач информатизации вуза был создан Центр информационных технологий (под руководством Малышева Василий Викторович), задачами которого были: обеспечение доступности средств связи (создание и поддержка внутренней телефонной сети); обеспечение работоспособности компьютерного парка вуза; создание локальной вычислительной сети. В реализации данных задач, вуз достиг важных результатов, в числе которых: современная локальная сеть, объединение вычислительных возможностей учебных корпусов, подключение к сети Интернет, обеспечение технического обслуживания компьютерной техники и т.д.

В 2011 году Центр информационных технологий был трансформирован в Управление информатизации вуза (под руководством Борздун В.Н.). Деятельность Управления информатизации была определена через координацию действий всех подразделений вуза по выполнению программ по информатизации вуза, выработке предложений, корректировке текущих задач и выдаче соответствующих рекомендаций; сопровождение информационно-образовательной среды вуза, повышение профессиональных знаний, совершенствование профессионального мастерства и деловых качеств работников вуза, подготовку их к выполнению новых трудовых функций; научно-методическое руководство в области информатизации подразделениями учебного, творческого и научно-инновационного направлений вуза.

Деятельность управления регламентирует ряд документов.

Повышение квалификации преподавателей и сотрудников вуза в области информатизации и применения информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности обеспечивается как на базе внешних организаций, так и Управления информатизации. Подготовка студентов в этом направлении осуществляется через организуемое кафедрами вуза изучение соответствующих профилю подготовки выпускников ИКТ-ориентированных дисциплин.

Реализация концепции информатизации вуза предполагает создание условий для более широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном, научном, творческом и воспитательном процессах, для подготовки компетентных специалистов в сфере культуры и искусства, в социальной и информационной сферах, более мобильного управления учебным процессом, широкого участия студентов и преподавателей в дистанционных проектах. Создание широких возможностей по выходу в сеть интернет студентов и сотрудников вуза, что позволит организовать взаимодействие преподавателей и студентов в сети интернет, обеспечить свободный доступ к «электронной образовательной среде КемГИК из любой точки информационно-образовательного пространства, создать условия для мобильного управления вузом.

В настоящее время в вузе имеются аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием и современной компьютерной техникой для реализации образовательных программ:

  • специализированные аудитории:
    • концертный зал (а. 1225);

    • конференц-аудитория (а. 1137);

    • музей;

    • музей им. А. Панина (а. 1309);

    • просмотровый зал (ФВИ, а. 2503);

    • 3 аудитории, оборудованных интерактивными досками (а. 1307, 2407, 2408), в том числе мультимедийным проекционным оборудованием;

    • 38 учебных аудиторий, оборудованных мультимедийными комплектами (1220, 1221, 1316, 1318, 1321, 1325, 1328, 1329, 1407, 2102, 2109, 2110, 2111, 2201, 2202, 2203, 2204, 2205, 2209, 2302, 2303, 2307, 2313, 2316, 2318, 2320, 2402, 2403, 2404, 2406, 2047, 2408, 2413, 2421, 2422, 2423, 2505, 3105), имеется 1 мобильный мультимедийный комплект (УИ: 2 корпус);


  • компьютеризированные аудитории:
    • лингафонный кабинет (2304);

    • лаборатория для видеомонтажа (2504);

    • 13 компьютерных классов (1307, 2102, 2211, 2204, 2205, 2211, 2303, 2305, 2307, 2313, 2319, 2320, 2402);

    • 4 аудитории для самостоятельной работы обучающихся (1224, 2102, 2211, 2213).

Изменена концепция оборудования аудиторий, если ранее предполагалось использование мобильных проекционных комплексов, то начиная с 2011 года, аудитории оборудуются стационарными комплексами (например, установлены в аудиториях интерактивные комплексы на стационарной основе в первом и втором корпусах и т.д.).

Учитывая интенсивное развитие компьютерной техники и рост потребностей в ее использовании, вуз до 2019 года постоянно обновлял и наращивал имеющийся компьютерный парк, в течении 2018 года приобретено 36 ед. компьютерной техники.

Таким образом на 01 января 2019 года вуз оснащен:

  • Моноблоками – 17 ед.;

  • Ноутбуками – 50 ед.;

  • Персональными компьютерами – 376 ед.;

  • Планшетами – 10 ед.;

  • Серверами – 9 ед.

1.JPG


Схема корпоративной сети связи

2.jpg

В вузе создана и постоянно развивается локальная вычислительная сеть (ЛВС), объединяющая три учебных корпуса и общежития. В составе локальной вычислительной сети функционирует более 99,1 % компьютеров, составляющих общий компьютерный парк вуза. К локальной сети подключены все компьютерные классы. Ведутся работы по дальнейшему развитию локальной вычислительной сети, как в плане роста числа подключенных к сети компьютеров, так и технологического развития самой ЛВС.

В настоящее время, для обеспечения доступности сетевых ресурсов обучающимся во вне учебного времени, в вузе созданы следующие условия:

  • 27 ПК в помещениях научной библиотеки в 3-х учебных корпусах;

  • WiFi-зона в 1 и 2 учебных корпусах;

  • свыше 300 портов для подключения к сети в общежитиях

В качестве Интернет-провайдера с 2009 г. выступает ООО «Региональные информационные технологии», с 2011 г. доступ в сеть Интернет также предоставляет ООО «Е-Лайт-Телеком». Доступ в Интернет (в соответствии с лицензиями, выданными вузу Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций № 152523 от «30» марта 2017 г. – «оказание телематических услуг») возможен с любого компьютера, подключенного к ЛВС, и предоставляется в соответствии с заявками руководителей структурных подразделений.

На июнь 2018 года наш вуз обладает развитой телекоммуникационной инфраструктурой, объединяющей компьютеры и серверы в единую корпоративную сеть и обеспечивающей автоматизацию и информационную поддержку вузских подразделений. Доступ к электронным ресурсам вуза предоставлен всем обучающимся. преподавателям и сотрудникам. В 2013 и 2018 годах введены в эксплуатацию сервера, позволивший кардинально виртуализировать серверную структуру вуза, включающую в себя на 1 января 2019 года - 25 серверов.

Основой организации сетевой инфраструктуры вуза является кластер серверов: web-сервер вуза, файл сервер главного корпуса + SQL сервер, файл сервер второго корпуса, сервер трансляций (вузовское телевидение). В качестве распределителя информации в сети используются три роутера.

С 2007 г. зарегистрирован домен kemguki.ru, с 2016 г. – kemgik.ru и КЕМГИК.РФ. За прошедшее время было создано несколько десятков WWW-сайтов (образование, наука, культура, бизнес, СМИ), часть из которых в настоящее время остановлена. Действующие сайты (не все) достойно представляют в глобальной сети Интернет вуз. Главный вузский WWW-сайт www.kemguki.ru является одним из лучших в отрасли.

В КемГИК функционируют административные системы и базы данных, информационные ресурсы для абитуриентов, преподавателей и обучающихся (электронный каталог, электронная библиотека, электронная образовательная среда и др.); корпоративные Интернет-сервисы (электронная почта, чат, вебинар и др.).

Электронная информационная образовательная среда (ЭИОС) обеспечивает всем пользователям (обучающимся преподавателям, и сотрудникам) удобное рабочее место (персонифицированную точку входа), доступ к интегрированным данным, приложениям и коммуникативным возможностям посредством веб-браузера, интегрируя в себе все существующие программы и системы, необходимые для учебных, научных, творческих, воспитательных и административных процессов.


На web-серверах вуза размещены сайты:

art.kemguki.ru – Виртуальная выставка «АРТпроспект»;

bbb.kemguki.ru – Система видеоконференцсвязи;

fs.kemguki.ru – Депозитарий корпоративной документации;

glpi.kemguki.ru – Система управления ИТ-инфраструктурой;

edu.kemguki.ru– Электронная образовательная среда;

library.kemguki.ru – Электронный каталог библиотеки;

nii.kemguki.ru – Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы;

nsfo.kemguki.ru – Виртуальный исследовательский институт культуры коренных малочисленных народов Сибирского федерального округа;

media.kemguki.ru – Электронная медиатека (в разработке);

portfolio.kemguki.ru – Электронное портфолио обучающегося КемГИК;

sso.kemguki.ru – Система единого входа / сервер баз данных, разработанных в КемГУКИ;

taoi.kemguki.ru – Сайт кафедры ТАОИ;

vestnik.kemguki.ru - Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств;

viik.kemguki.ru - Виртуальный исследовательский институт культуры коренных малочисленных народов Кемеровской области;

www.kemguki.ru – Официальный сайт КемГИК.

3.png

Рис. Функциональная схема электронной среды вуза


В настоящее время важно определиться со стратегией дальнейшего развития ЭИОС нашего вуза в целом.

Наличие компьютерной техники и сетевого оборудования позволяет подразделениям вуза широко использовать информационно-коммуникационные технологии различных видов. В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и другие виды деятельности осуществляются практически всеми структурными подразделениями КемГИК. В числе наиболее интенсивно используемых информационно-коммуникационных технологий – информационный поиск в удаленных информационных ресурсах различного профиля. Избирательно используются технологии видеоконференций, создания веб-сайтов, баз данных. Все более заметное место в деятельности кафедр вуза занимает создание электронной учебно-методической продукции, в том числе мультимедийной.

ФГОС ВО требуют, чтобы основные образовательные программы были обеспечены учебно-методической документацией и материалами, представленными в сети Интернет или локальной сети вуза. Для обеспечения студентов и сотрудников КемГИК возможностью доступа к учебно-методическим ресурсам действует информационная среда «Электронная образовательная среда КемГИК», включающая в себя ряд сервисов.

Структура «Электронной образовательной среды», реализованной в нашем вузе представлена на рисунке:


Функциональная схема электронно-образовательной среды

4.jpg


Создание и развитие «Электронной образовательной среды» определено рядом решений, принятых в нашем вузе, а именно:

  • «п. 3.7. Внедрение электронной системы Moodle по организации самостоятельной работы студентов» (С. 8, Комплексная программа реализации стратегии развития Кемеровского государственного университета культуры и искусств (2008-2013 гг.));

  •  «п. 1.1. Осуществление проекта «АИС-вуз» (информационное обеспечение, программное обеспечение, медиа-обеспечение)» (С. 39, Комплексная программа реализации стратегии развития КемГУКИ (2008-2013 гг.));

  •  «…» (С. 15, 17-18, 20, 25, Концепция информатизации Кемеровского государственного университета культуры и искусств на период до 2020 года);

  •  «… совершенствование информационно-образовательных ресурсов» (С.8, Программа развития Кемеровского государственного университета культуры и искусств (2013 – 2017 гг.));

  • «п. 2.4. Формирование «Электронной образовательной среды КемГИК», единой системы подготовки, хранения и доставки медиаконтента (графика, аудио, видео, мультимедиа)» (С. 11, План реализации программы развития Кемеровского государственного университета культуры и искусств (2013 – 2017 гг.));

  • «п. 4.2. Развитие «Электронной образовательной среды университета» Проектирование, разработка и внедрение электронной медатеки и формирование её контента» (С. 8-9, План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в отношении подведомственного Министерству культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»).

В последние семь лет идет бурное развитие электронной информационной образовательной сети вуза, в которой уже размещено более трех тысяч двухсот учебно-методических комплексов (в цифровом виде), из них более двух тысяч «больших» УМК.

Представленная выше схема отображает реальные возможности нашей системы, но в тоже время имеются потребности в её развитии – формировании медиатеки.

В соответствии с требованиями, в «Электронной информационно-образовательной среде КемГИК» представлен сервис «База данных работ обучающихся КемГИК» в которую загружены все выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации за последние три года, а также ряд кафедр представлен курсовыми работами и списком дипломных работ за предыдущие года.

С целью организации наблюдения за индивидуальным ростом обучающихся, достигнутым ими в процессе получения образования, вне прямого сравнения с достижениями других; использования данных при назначении повышенных стипендий, иных средств материального и нематериального поощрения обучающихся; поддержки и стимулирования мотивации обучающихся; поощрения активности и самостоятельности; развития умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; закладывания дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации и т. д. в КемГИК в 2016 г. была разработана информационной системы «Электронное портфолио обучающегося КемГИК». В 2017-2019 годах обучающиеся заполнили свое портфолио и продолжают актуализировать информацию.

В соответствии с постановлением Правительство Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования» и письмом Минобрнауки России №13-1849 от 03.04.2014 «О подключении к единой информационной системе», приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» в 2013-2014 гг. осуществлено подключение к защищенным сетям, обеспечивающим работу по «ФИС ЭГЕ» и «ЕГИСМ (ФИС ГА)» и передача требуемых данных.

Современные условия реализации образовательных программ в вузах требуют наличия автоматизированных информационных систем, для осуществления электронного документооборота и контроля над организацией процесса обучения. В частности, в КемГИК до августа 2014 года осуществлялось внедрение системы «Галактика ERP» (Галактика-ВУЗ), с августа – взят ориентир на использование информационной системы 1С: Университет (ПРОФ). Выбор данной системы был обусловлен экспертной оценкой сотрудниками вуза различных информационных систем, а также, в связи с тем, что решение 1С: Университет (ПРОФ) создано в сотрудничестве с высшими учебными заведениями, поддерживает отраслевую специфику, апробировано на практике в реальных условиях. 1С: Университет (ПРОФ) позволяет нашему вузу создать единую информационную среду, включающую созданные и используемые ранее системы.


Функциональная схема системы информационной поддержки учебного процесса

(на основе 1С: Университет)

5.jpg

Внедрение системы 1С: Университет (ПРОФ) в нашем вузе осуществляется поэтапно: на первом этапе (2015 г.) осуществлялась апробация и внедрение решения для приемной комиссии, на втором этапе (2016-2017 гг.), вводятся в деятельность модули, позволяющие автоматизировать работу учебно-методического управления, специалистов студенческого отдела кадров, директоратов институтов. В 2017 гг. в эксплуатацию введены модули, обеспечивающие деятельность отдела подготовки научных кадров и кадров высшей квалификации и центра дополнительного профессионального образования. В 2018-2020 гг. осуществляется подключение кафедр вуза.


Структура информационной системы административно-финансовых подразделений

6.JPG

Работа сотрудников ряда вспомогательных подразделений вуза строится на платформе «1С»: в финансово-экономическом отделе и кадровой службе используется система 1С: Предприятие, 8 версия.

Вузом ежегодно приобретается право использования должного уровня крайне необходимого ПО, такого как: АИС 1С, ИС Консультант, Антивируса Косперского на общую сумму более 500 тысяч рублей. Так же Вуз имеет право легитимного использования ряда ПО (в частности – операционных систем, комплекта Адобе и др.), но в тоже время, следует отметить важность приобретения (!) другого ПО (в частности офисного). Переход же на свободно распространяемое ПО, затребует от вуза дополнительные расходы в не меньшем объеме, и создаст проблемы совместимости используемого ПО и условия для подготовки специалистов с невостребованными (умениями в сфере ИКТ) работодателями. В 2016 г. был закуплен пакет лицензий MS Office 2016 Plus и комплект 1С-Битрикс + 1С-Сайт учебного заведения. В 2017-2018 гг. осуществлялась закупка программного обеспечения (операционных систем и офисного и графического ПО и др.).


Создание доступной образовательной среды для обучения в вузе культуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Проект соответствует основной стратегической цели, связанной  с созданием условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности, а также отвечает следующим ее задачам: обеспечение равного доступа к культурным благам и возможности реализации творческого потенциала в сфере культуры и искусства для всех граждан России; информатизация отрасли; модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей задачам сохранения традиций лучших российских школ и требованиям современности.

Проект ориентирован на создание благоприятных условий и доступной среды для организации обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по программам предпрофессионального, высшего и дополнительного профессионального образования. КемГИК имеет собственную «Электронную образовательную среду», которая отражает весь комплекс реализуемых в вузе образовательных программ на уровне учебно-методических комплексов дисциплин в цифровом формате. Сделать этот ресурс доступным для инвалидов и лиц и ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения, слуха, с ограничением двигательных функций), желающими получать образование, повышать свою квалификацию в сфере культуры и искусства (в том числе в дистанционном формате) – главная задача настоящего проекта.

Федеральная значимость обусловлена необходимостью реализации комплекса мер, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и направленных на  «обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов». На создание условий для интеллектуального развития и творческих способностей, реализации их в учебной и научно-исследовательской деятельности, в художественном творчестве нацеливает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает создание благоприятной среды «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Реализация данного направления позволит сформировать необходимое и достаточное информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса как важного компонента «доступной среды» для получения и продолжения образования в сфере культуры и искусства инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.  Полученный результат может служить моделью для реализации подобных проектов в других образовательных организациях заведениях сферы культуры.

Оснащение регионального вуза звукоусиливающей аппаратурой мультимедийным оборудованием и другими техническими средствами приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями слуха; аппаратными комплексами и программами невизуального доступа к информации и другими техническими средствами приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями зрения в сочетании с возможностями использования дистанционных образовательных технологий позволит создать условия для получения качественного образования в сфере культуры и искусства творчески одаренным молодым людям с нарушениями зрения, слуха, ограничением двигательных функций, лишенным в настоящее время такой возможности. Это позволит на практике реализовать идею инклюзивного образования в вузе культуры, повысить компетентность научно-педагогических кадров в аспекте учета в учебной, научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности психофизиологических особенностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Кемеровский государственный институт культуры, имея в своей структуре специализированные учебные (кафедры педагогики и психологии,  социальной педагогики) и  исследовательские подразделения (НИИ межкультурной коммуникации, Лабораторию социальной адаптации студентов),  может стать региональным (в масштабах Сибирского региона) центром продвижения идеи инклюзивного образования и внедрения его в образовательную практику организаций предпрофессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования в сфере культуры.

В настоящее время, в институте проведен ряд мероприятий, а именно: на основных сайтах имеется возможность просмотра информации в специализированном режиме; в научной библиотеке имеется возможность воспользоваться специальным (в том числе компьютеризированным) оборудованием. Деятельность отражена в разделе «Инклюзивное образование».


В течение 2017/2018 учебном году сотрудниками управления информатизации проведено:

  • обучение и консультирование сотрудников вуза:
    • в области создания и эффективного использования современных ИКТ-средств;

    • работе в информационной среде "Moodle";

    • работе в информационной среде "1С: Университет (Проф.)";

    • работе по ведению электронного расписания (rasp.kemguki.ru);

    • заполнению электронного портфолио обучающегося;

  • сопровождение проекционного оборудования общевузовских, институтских и кафедральных мероприятий; учебного процесса в учебных корпусах вуза;

  • сопровождения онлановых мероприятий вуза (конференций, семинаров, консультаций, лекций и т.д.);

  • установка, сопровождение и обеспечение актуализации учебного и специального программного обеспечения, информационных систем;

  • обслуживание:

    • компьютерных классов;

    • аудиторий, оснащенных мультимедийным оборудованием;

    • автоматизированных рабочих мест специалистов (в т.ч. бухгалтерии);

  • участие в работе Учебно-методического совета вуза;

  • развитие ЛВС 1-3 корпуса, общежитие;

  • профилактика серверного оборудования;

  • опись ЛВС общежития;

  • анализ потребностей структурных подразделений вуза в вычислительной и оргтехнике, программном обеспечении;

  • обучение сотрудников КемГИК на курсах ПК по программе «Мультимедийные средства обучения: методика использования и внедрения в учебный процесс в свете перехода на новые образовательные стандарты» и др.;

  • использование автоматизированной системы для принятия, оформления и учета заявок на техническую помощь;

  • организация и проведение областного конкурса «Анимация. Школа. Кузбасс»;

  • информационная поддержка АИС «Рейтинг»;

  • техническое сопровождение работы приемной комиссии 2017 года.


  1. Исходя из вышеизложенного анализа в 2019-2020 годах предполагается продолжить деятельность управления информатизации по следующим направлениям:

  2. Развитие информационного портала вуза.

  3. Развитие Электронной информационной образовательной среды.

  4. Развитие Электронного портфолио обучающегося.

  5. Развитие Электронной выставки.

  6. Поддержка и внедрение 1С: Университет.

  7. Внедрение системы электронного документооборота.

  8. Развитие ЛВС вуза.

  9. Развитие аудиторного фонда через увеличение количества стационарных мультимедийных, проекционных установок в аудиториях.

  10. Развитие системы учета рейтинга преподавателей.

  11. Повышение ИКТ-компетентности сотрудников вуза.


Электронная информационно-образовательная среда Института

«Электронная информационно-образовательная среда» (ЭИОС) Института обеспечивает всем пользователям (обучающимся преподавателям, и сотрудникам) удобное рабочее место (персонифицированную точку входа), доступ к интегрированным данным, приложениям и коммуникативным возможностям посредством веб-браузера, интегрируя в себе все существующие программы и системы, необходимые для учебных, научных, творческих, воспитательных и административных процессов.

Список ресурсов ЭИОС Института располагается по адресу: URL: http://eios.kemgik.ru.

 

Цель формирования ЭОС – комплексное развитие образовательного процесса в Институте за счёт внедрения современных цифровых образовательных средств и, тем самым повышения качества оказываемых образовательных услуг, через:

  • создание на основе современных информационных технологий единого образовательного пространства;

  • информационное обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями к реализации ОПОП Института;

  • создание на основе современных информационных технологий электронных средств профессионального консультирования для коммуникации между сотрудниками Института и обучающимися;

  • обеспечение механизмов и процедур мониторинга качества образовательного процесса.


ЭИОС предназначена для решения следующих задач:

  • Организация доступа к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин.

  • Фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения ОПОП.

  • Проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусматривает применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

  • Формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.

  • Обеспечение взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе синхронного и (или) асинхронного посредством сети «Интернет».

  • Обеспечение информационной базы управления образовательным процессом в Институте и обеспечение его информационной открытости.

  • Обеспечения механизмов и процедур мониторинга качества образовательного процесса.

  • Развитие электронных ресурсов, посвященных образованию в сфере культуры и искусств.

  • Развитие информационно-коммуникационных компетенций обучающихся, преподавателей и сотрудников Института.


Основные принципы создания и функционирования ЭИОС:

  • доступность и открытость;

  • системность, интегративность и полифункциональность;

  • ориентированность на пользователя;

  • вновь разрабатываемое программное обеспечение интегрируется в ЭИОС посредствам разработки встроенных моделей ЭИОС;

  • стороннее программное обеспечение интегрируется в ЭИОС по принципу «как есть» или с использованием дополнительных разрабатываемых модулей.


Основными элементами ЭИОС Института являются:

  • электронные информационные ресурсы;

  • электронные образовательные ресурсы;

  • информационно-коммуникационные технологии.


Электронные информационные ресурсы:

  • Официальный сайт Института, режим доступа: http://www.kemgik.ru/.

  • Информационная система 1C-Университет ПРОФ, режим доступа: http://1c.kemgik.ru/u/.

  • База данных работ обучающихся, режим доступа: http://vkr.kemgik.ru/.

  •  АИС «Рейтинг», информационная система индивидуального учета результатов деятельности преподавателей Института, режим доступа: http://reiting.kemgik.ru/.

  • Электронные ресурсы научной библиотеки (электронный каталог, электронная библиотека, базы данных и т.п.), режим доступа: http://library.kemgik.ru/.

  • Официальный сайт научного журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств», режим доступа: http://vestnik.kemgik.ru/.

  • Cайт электронного расписания, режим доступа: http://rasp.kemgik.ru/.

  • Cайт открытой Интернет-выставки творческих проектов «АРТпроспект», режим доступа: http://art.kemgik.ru/.

  • Депозитарий корпоративной документации, режим доступа: http://fs.kemgik.ru/ .

  • Cправочно-правовая система «Консультант Плюс».

  • Мультидисциплинарная платформа «ScienceDirect» с доступом к журналам и книгам издательства Elsevier, режим доступа: https://www.sciencedirect.com/.

  • База данных международных индексов научного цитирования «Scopus», режим доступа: https://www.scopus.com/search/form.uri?display=basic.

  • База данных международных индексов научного цитирования «Web of Science»

  • Электронные ресурсы издательства «Springer Nature»:

  • Платформа Springer Link, режим доступа: https://link.springer.com/

  • Платформа Nature, режим доступа: https://www.nature.com/siteindex/index.html .

  • База данных Springer Materials, режим доступа: http://materials.springer.com/ .

  • База данных Springer Protocols, режим доступа: http://www.springerprotocols.com/ .

  • База данных zbMath, режим доступа: https://zbmath.org/ .

  • База данных Nano, режим доступа: https://goo.gl/PdhJdo .

  • Официальные сообщества Института в социальных сетях «Вконтакте», «Facebook» и др.;


Электронные образовательные ресурсы:

  • Электронная образовательная среда, режим доступа: http://edu.kemgik.ru/.

  • Среда дистанционного обучения, режим доступа: http://sdo.kemgik.ru/.

  • Среда для проведения олимпиад, режим доступа: http://olimp.kemgik.ru/.

  • Электронное портфолио обучающегося, режим доступа: http://portfolio.kemgik.ru/.

  • ЭБС "Университетская библиотека online", режим доступа: https://biblioclub.kemgik.ru/.


Информационно-коммуникационные технологии:

  • Система видеоконференцсвязи, режим доступа: https://bbb.kemgik.ru/.

  • Система управления ИТ-инфраструктурой, режим доступа: https://glpi.kemgik.ru/.

  • Система единого входа / сервер баз данных, разработанных в Институте, режим доступа: https://sso.kemgik.ru/.

  • Информационная среда открытого обучения, режим доступа: http://moodle.org/.

  • Интернет-сервис «Антиплагиат» , режим доступа: http://antiplagiat.ru/.

  • Корпоративная локально-вычислительная сеть Института.

  • Корпоративная почта, режим доступа: https://mail.kemgik.ru/.

  • Иные компоненты, необходимые для организации учебного процесса и взаимодействия компонентов ЭИОС.


Сторонние электронные ресурсы:

  • Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/).

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (obrnadzor.gov.ru/).

  • Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/).

  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным http://window.edu.ru/ ресурсам» (http://window.edu.ru/).

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/).

Элемент не найден!

Концепция развития информатизации Кемеровского государственного института культуры на период до 2020 года

Регламентирующий документ: Скачать


Содержание

  • Введение: предпосылки разработки концепции информатизации

  • Общая характеристика КемГИК как объекта информатизации
  • Современное состояние информатизации КемГИК

  • Нормативно-правовая база разработки концепции информатизации

  • Сущность, цели, задачи и принципы развития информатизации
  • Направления развития информатизации

  • Условия развития информатизации

  • Организация и управление развитием информатизации

  • Заключение: ожидаемые результаты


Реферат

Концепция отражает научно обоснованную политику развития   Кемеровского государственного института культуры в сфере информатизации на период до 2020 года. Концепция представляет собой систему положений, определяющих сущность, цели, задачи, принципы, направления и условия развития информатизации в КемГИК. Концепция состоит из введения, семи разделов, заключения, приложений.

Концепция предполагает развитие информатизации КемГИК по всем направлениям деятельности института: учебной и учебно-методической, научной, художественно-творческой, воспитательной и социальной, просветительской, профориентационной, правленческой. Особое место в концепции занимают вопросы информатизации деятельности научной библиотеки, а также информатизации в сфере документационного обеспечения. По каждому из этих направлений в концепции приводится перечень регламентных и инновационных задач, связанных с внедрением широкого комплекса информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности университета.

В результате решения задач информатизации предусматривается создание единой системы автоматизированной обработки информации (АИС «ВУЗ»); формирование интегрированного комплекса электронных информационных ресурсов; производство развитой совокупности разнообразных по содержанию, форме и способам представления информации информационных продуктов и услуг; обеспечение высокого уровня подготовки преподавателей и сотрудников к интенсивному развитию всех направлений информатизации института.

Ожидаемым результатом развития информатизации, прежде всего, должно стать повышение качества и доступности образования, нацеленного на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для учреждений культуры и искусств различного профиля за счет формирования новой образовательной платформы и изменения технологий обучения; повышение эффективности проводимых в институте фундаментальных и прикладных научных исследований; приумножение профессионализма   деятельности учебно-творческих и творческо-исполнительских коллективов преподавателей и студентов института, внедрение и распространение принципиально новых форм художественно-творческой деятельности, развитие и сохранение богатства культурной памяти института; развитие международного сотрудничества в сфере культуры и искусства, содействие диалогу культур и культурному сближению народов; повышение общественного престижа института и реализуемых им образовательных, научных, художественно-творческих и иных программ и проектов.