RUS

ENG

Гендина Наталья Ивановна

Гендина Наталья Ивановна
Ученая степень: доктор педагогических наук
Ученое звание: профессор

Заслуженный деятель науки Российской Федерации


Должностные обязанности по кафедре, вузу: директор НИИ информационных технологий социальной сферы, профессор кафедры ТАОИ

Образование:
  • 1970–1974 гг. – Кемеровский государственный институт культуры специальность: библиотекарь-библиограф высшей квалификации;
  • 1974–1979 гг. – аспирантура Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской с защитой кандидатской диссертации по теме «Формализованное реферирование как разновидность библиографического анализа»;
  • 1994 г. – докторантура Санкт-Петербургской академии культуры и искусств с защитой докторской диссертации «Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии».

Основные этапы деятельности:
  • 1974 г. – старший лаборант кафедры научно-технической информации КемГИК;
  • 1978–1980 гг. – преподаватель кафедры научно-технической информации КемГИК;
  • 1980–1982 гг. – старший преподаватель кафедры научно-технической информации КемГИК;
  • 1982–1988 гг. – доцент кафедры научно-технической информации КемГИК;
  • 1988–2004 гг. – проректор по научной работе КемГИК;
  • С 2004 г. по настоящее время – директор научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы КемГИК, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации.

Преподаваемые дисциплины:
  • Аналитико-синтетическая переработка информации. Ч. 2 Аннотирование и реферирование;
  • Аннотирование и реферирование;
  • Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий;
  • Итоговая государственная аттестация.

Сфера научных интересов:
  • Лингвистическое обеспечение информационной и библиотечной технологии;
  • Проектирование контента электронных информационных ресурсов;
  • Информационный анализ и синтез;
  • Формирование медийно-информационной грамотности и информационной культуры личности;
  • Информационное образование;
  • Стандартизация образования;
  • Теория и технология создания учебных текстов.


Основные публикации (за последние 5 лет):

Монографии

  1. Гендина, Н. И. Лингвистические средства институтов памяти: библиотек, архивов, музеев и организаций смежных сфер деятельности [Текст]: монография / Н. И. Гендина. – Москва: Литера, 2016. – 400 с.
  2. Гендина, Н. И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек [Текст]: монография / Н. И. Гендина. – Москва: Литера, 2016. – 392 с.
  3. Гендина, Н. И. Информационный и метапредметный подходы в системе общего образования в контексте информационной культуры личности [Текст] / Н. И. Гендина. – Москва: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2018. – 312 с.

Публикации в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных Перечнем ВАК Минобрнауки РФ

  1. Гендина, Н. И. Информационное образование: дефиниция и принципы [Текст] / Н. И. Гендина, Л. Н. Рябцева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2014. – № 27. – С. 217–223.
  2. Гендина, Н. И. Библиотека и информационные войны [Текст] / Н. И. Гендина // Информационные войны. – 2015. – № 2 (34). – С. 89–96.
  3. Гендина, Н. И. Виртуальные средства межкультурных коммуникаций: сравнительный анализ самоидентификации коренных малочисленных народов на отечественных и зарубежных сайтах [Текст] Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2015. – № 33, ч.1. – С. 209–226.
  4. Гендина, Н. И.  «...Счастлива жить образцово и просто» (О моих встречах с Галиной Гордукаловой) [Текст] / Н. И. Гендина // Библиосфера: ежеквартальный научный журнал. – 2016. – № 2. – С. 39–41.
  5. Гендина, Н. И. Профессиональный стандарт «Педагог-библиотекарь»: опыт разработки и проблемы внедрения [Текст] / Н. И. Гендина, Г. А. Стародубова, Л. Н. Рябцева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 36. – С. 196–206.
  6. Гендина, Н. И. Официальные сайты центральных библиотек субъектов Российской Федерации как системообразующая платформа представления информации о коренных малочисленных народах [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Библиосфера: ежеквартальный научный журнал. – 2016. – № 4. – С. 3–12.
  7. Гендина, Н. И. Информационная культура личности в системе образования информационного общества: реализация научного наследия С. А. Сбитнева [Текст] / Н. И. Гендина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2018. – № 42. – С. 13–20.
  8. Гендина, Н. И.  Создание официальных сайтов и задачи целевой подготовки в системе повышения квалификации руководящих кадров организаций культуры: новый этап реализации идей С. А. Сбитнева [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2018. – № 42. – С. 20–29.
  9. Гендина, Н. И. Библиотеки в эпоху социокультурных трансформаций: современные вызовы и основания доказательного библиотековедения [Текст] / Н. И. Гендина, Л. Н. Рябцева // Библиотековедение. – 2018. – Т.67, № 1. – С. 7–15.
  10. Гендина, Н. И. Изменение функций библиотек в эпоху социокультурных трансформаций: социальные риски и проблема выбора ориентиров [Текст] / Н. И. Гендина, Л. Н. Рябцева // Библиотековедение. – 2018. – Т. 67, № 3. – С. 257–265.
  11. Гендина, Н. И. Электронные путеводители в структуре информационных библиографических ресурсов [Текст] / Н. И. Гендина, А. С. Валялина // Библиография и книговедение: научный журнал по библиотековедению и книговедению. – 2018. – № 5(418). – С. 41–47.

Основные международные публикации (Web of Science, Scopus)

  1. Гендина, Н. И. Коренные малочисленные народы в зеркале отечественных и зарубежных сайтов: концептуальные подходы к разработке средств оптимизации контента [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2015. – № 2 (18). – C. 143–152.
  2. Gendina, Natalia. Information Culture and Information Literacy as a Scientific Direction and a Field of Educational Activities in Russia  // Pathways into information literacy and communities of practice. Teaching Approaches and Case Studies / Edited by Dora Sales, María Pinto. – United Kingdom: Chandos Publishing is an imprint of Elsevier, 2016. – P. 167–202.
  3. Gendina, Natalia. Integrating the Personal Information Culture Concept and the Idea of Media and Information Literacy Offered in the UNESCO Curriculum for Teachers: Experiences of Russia and Uzbekistan [Text] // Information Literacy: Key to an Inclusive Society 4th European Conference, ECIL 2016, Prague, Czech Republic, October 10-13, 2016, Revised Selected Papers / Editors: Serap Kurbanoğlu, Joumana Boustany, Sonja Špiranec, Esther Grassian, Diane Mizrachi, Loriene Roy, Tolga Çakmak. – Springer, Cham. – 2016. – Vol. 676. – Р. 543–554.
  4. Гендина, Н. И. Учебная программа ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности для учителей как объект анализа и адаптации в России и Узбекистане [Текст] / Н. И. Гендина // Медиаобразование. – 2017. – № 3. – С. 27–44.
  5. Гендина, Н. И. Истоки автоматизации отечественных библиотек: реализация идей С. А. Сбитнева. К 100-летию со дня рождения ученого [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор // Научные и технические библиотеки. – 2018. – № 3. – С. 44–61.
  6. Гендина, Н. И. Библиотека в едином информационном пространстве: необходимость создания электронных путеводителей по интернет-ресурсам [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Научные и технические библиотеки. – 2018. – № 7. – С. 43–59.
  7. Гендина, Н. И. Методика формализованного аннотирования интернет-ресурсов [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Научные и технические библиотеки. – 2018. – №8. – С. 48–65.
Основные учебно-методические работы
  1. Информационная культура личности [Текст]: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 09.03.03 (230700.62) «Прикладная информатика», профиль «Информационная сфера», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / сост. Н. И. Гендина, Л. Н. Рябцева. – Кемерово: КемГУКИ, 2014. – 132 с.
  2. Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника [Текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 1-2 классов  общеобразовательных организаций / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – Москва: РШБА, 2014. – 208 с.
  3. Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника [Текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4 классов  общеобразовательных организаций / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – Москва: РШБА, 2014. – 344 с.
  4. Основы информационной культуры личности [Текст]: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 510306 (071900.62) «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / сост. Н. И. Гендина, Г. А. Стародубова, Л. Н. Рябцева. – Кемерово: КемГУКИ, 2015. – 212 с.
  5. Гендина, Н. И. Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий [Текст]: учебник / Н. И. Гендина. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – 440 с.
  6. Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника [Текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 5-7 классов  общеобразовательных организаций / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – Москва: РШБА, 2017. – 432 с.
  7. Гендина, Н. И. Подготовка педагогов к развитию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры личности [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина, Л. И. Лазарева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. – 327 с.

Профиль ученого:

Сведения о повышении квалификации:
  • 2017 г. – «Интернет в библиотечно-информационном обслуживании», Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования ГПНТБ СО РАН;
  • 2017 г. – «Технологии формирования цифрового контента институтов памяти», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»;
  • 2017 г. – программа по проверке знаний охраны труда работников ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»;
  • 2018 г. – «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи», ЧОУ ДПО «УДЦ «Динком»;
  • 2018 г. – «Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде вуза: формирование доступной образовательной среды», ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»;
  • 2018 г. – «Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза», ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры».

Награды:
  • Почетная грамота Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры (1985 г.);
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999 г.);
  • Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени (2000 г.);
  • Почетный знак «Профессор года» (Кемерово, 2002 г.);
  • Лауреат премии Кузбасса (2003 г.);
  • Лауреат Премии Губернатора Кемеровской области (2007 г.);
  • Лауреат Кузбасской Премии имени С. А. Сбитнева (2008 г.);
  • Почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ» (2009 г.);
  • Лауреат регионального конкурса «Профи-Успех-2010» в номинации «Профессор года» (2010 г.);
  • Юбилейная медаль «70-летие Кемеровской области» (2012 г.);
  • Благодарность министра культуры РФ (2013 г.);
  • Почетный знак «Почетный профессор Кузбасса» (2018 г.).

Gendina Natalia

Gendina Natalia
Academic degree: doctor of Pedagogy.
Academic position: professor.
Position: director of Scientific and research institute of information technologies in social sphere.


Education


  • 1970-1974 – Kemerovo State Institute of Culture, Librarian-bibliographer;

  • 1974-1979 – a postgraduate study in Leningrad State Institute of Culture named after N.K. Krupskaya, PhD (Pedagogy);

  • 1994 – Doctor of Pedagogy, Doctoral studies in the St. Petersburg Academy of Culture and Arts, Doctoral dissertation "The linguistic of library technology".


The subjects lectured:

  • Analytical and synthetical processing of information. Annotation and summarizing;

  • Linguistic means of library and information technologies;

  • Information analysis and synthesis;

  • The linguistic of information technologies in documentary management and archiving;

  • Technologies of preparation of web texts;

  • Person’s Information culture.


Sphere of scientific interests:

  • Linguistic of information and library technology;

  • Design of electronic information resources content;

  • Information analysis and synthesis;

  • Formation of media and information literacy and information culture of the personality;

  • Information education;

  • Education standardization;

  • Theory and technology of educational texts.



The main publications (for the last 5 years):

Monographs

  1. Gendina, N.I. Information and metasubject approaches in the system of the general education in the context of the information culture of the personality [Text] / N.I. Gendina. – Moscow: Association of school librarians of the Russian world, 2018. – 312 pages.



Publications in the leading reviewed journals recommended by the High Certificate Board of Ministry of Education and Science of the Russian Federation

  1. Gendina, N.I. Creation of the official sites and a problem of target preparation in the system of professional development of the managers of the cultural organizations: new stage of implementation of the ideas of S.A. Sbitnev [Text] / N.I. Gendin, N.I. Kolkova//Bulletin of the Kemerovo state university of culture and arts: journal of theoretical and application studies. – 2018. – No. 42. – Page 20-29.

  2. Gendina, N.I. Libraries during an era of sociocultural transformations: modern calls and bases of evidential library science [Text] / N.I. Gendina, L.N. Ryabtseva//Library science. – 2018. – T.67, No. 1. – Page 7-15.


Main international publications (Web of Science, Scopus)

  1. Gendina, N.I. The UNESCO training program on media and information literacy for teachers as a subject of the analysis and adaptation in Russia and Uzbekistan [Text] / N.I. Gendina//Mediaeducation. – 2017. – No. 3. – Page 27-44.

  2. Gendina, N.I. Library in a common information space: need of electronic guides on Internet resources [Text] / N.I. Gendina, N.I. Kolkova//Scientific and technical libraries. – 2018. – No. 7. – Page 43-59.

  3. Gendina, N.I. Metodics of the formalized annotation of Internet resources [Text] / N.I. Gendina, N.I. Kolkova//Scientific and technical libraries. – 2018. – No. 8. – Page 48-65.