Гендина Наталья Ивановна

Гендина Наталья Ивановна
Ученая степень: доктор педагогических наук
Ученое звание: профессор
заслуженный деятель науки РФ
Должностные обязанности по кафедре, вузу: главный эксперт научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации

Образование:

  • 1970-1974 гг. - Кемеровский государственный институт культуры специальность: библиотекарь-библиограф высшей квалификации
  • 1974-1979 гг. - Аспирантура Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской с защитой кандидатской диссертации по теме «Формализованное реферирование как разновидность библиографического анализа»
  • 1994 г. - Докторантура Санкт-Петербургской академии культуры и искусств с защитой докторской диссертации «Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии»

Сведения о повышении квалификации:

  • 2017 г. – «Интернет в библиотечно-информационном обслуживании», Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования ГПНТБ СО РАН
  • 2017 г. – «Технологии формирования цифрового контента институтов памяти», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
  • 2017 г. – программа по проверке знаний охраны труда работников ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
  • 2018 г. – «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи», ЧОУ ДПО «УДЦ «Динком»
  • 2018 г. – «Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде вуза: формирование доступной образовательной среды», ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
  • 2018 г. – «Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза», ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Основные этапы деятельности:

  • 1974 г. – Старший лаборант кафедры научно-технической информации КемГИК
  • 1978-1980 гг. - Преподаватель кафедры научно-технической информации КемГИК
  • 1980-1982 гг. – Старший преподаватель кафедры научно-технической информации КемГИК
  • 1982-1988 гг. – Доцент кафедры научно-технической информации КемГИК
  • 1988-2004 гг. – Проректор по научной работе КемГИК
  • 2004 г. - н.в. - Директор научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы КемГИК, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации
  • 2019 г. – н. в. - Главный эксперт научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы КемГИК, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации

Преподаваемые дисциплины

  • Аналитико-синтетическая переработка информации. Ч. 2 Аннотирование и реферирование
  • Информационный анализ и синтез
  • Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий
  • Лингвистическое обеспечение информационных технологий в документационном обеспечении управления и архивном деле
  • Технологии подготовки web-текстов
  • Информационная культура личности

Сфера научных интересов

  • Лингвистическое обеспечение информационной и библиотечной технологии
  • Проектирование контента электронных информационных ресурсов
  • Информационный анализ и синтез
  • Формирование медийно-информационной грамотности и информационной культуры личности
  • Информационное образование
  • Стандартизация образования
  • Теория и технология создания учебных текстов

Основные публикации (за последние 5 лет):

Монографии

  1. Гендина Н.И. Лингвистические средства институтов памяти: библиотек, архивов, музеев и организаций смежных сфер деятельности [Текст]: монография/ Н.И.Гендина. – Москва: Литера, 2016. – 400 с.

  2. Гендина Н.И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек [Текст]: монография/ Н.И.Гендина. – Москва: Литера, 2016.- 392 с.

  3. Гендина Н.И. Информационный и метапредметный подходы в системе в системе общего образования в контексте информационной культуры личности  [Текст]/ Н.И.Гендина.- Москва: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2018. – 312 с.

  4. Гендина, Н. И. Информационное образование: сущность, виды, принципы [Текст] / Н.И. Гендина // Культура России, основанная на знаниях: традиции и инновации подготовки кадров в сфере культуры и искусства: монография. – Кемерово: КемГИК, 2019. – С. 215 – 237.

  5. Гендина, Н. И. Информационная культура как феномен информационного общества и область образовательной деятельности [Текст] / Н.И. Гендина // Культура России, основанная на знаниях: традиции и инновации подготовки кадров в сфере культуры и искусства: монография. – Кемерово: КемГИК, 2019. – С. 237 – 257.

  6. Гендина, Н. И. Вызовы информационного общества и проблемы качества электронных информационных ресурсов как основы информационного пространства знаний [Текст] / Н.И. Гендина, Н. И. Колкова // Культура России, основанная на знаниях: традиции и инновации подготовки кадров в сфере культуры и искусства: монография. – Кемерово: КемГИК, 2019. – С. 258 – 279.

Публикации в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных Перечнем ВАК Минобрнауки РФ
  1. Гендина, Н.И. Профессиональный стандарт «Педагог-библиотекарь»: опыт разработки и проблемы внедрения [Текст] / Н.И. Гендина, Г. А. Стародубова, Л.Н. Рябцева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – №36. – С. 196 – 206.
  2. Гендина, Н.И. Официальные сайты центральных библиотек субъектов Российской Федерации как системообразующая платформа представления информации о коренных малочисленных народах [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова // Библиосфера: ежеквартальный научный журнал. – 2016. – №4. – С. 3 – 12.

  3. Гендина, Н. И. Информационная культура личности в системе образования информационного общества: реализация научного наследия С. А. Сбитнева [Текст] / Н.И. Гендина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2018. – №42. – С. 13 – 20.

  4. Гендина, Н. И. Создание официальных сайтов и задачи целевой подготовки в системе повышения квалификации руководящих кадров организаций культуры: новый этап реализации идей С. А. Сбитнева [Текст] / Н.И. Гендина, Н. И. Колкова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2018. – №42. – С. 20 – 29.

  5. Гендина, Н.И. Библиотеки в эпоху социокультурных трансформаций: современные вызовы и основания доказательного библиотековедения [Текст] / Н.И. Гендина, Л.Н. Рябцева // Библиотековедение. – 2018. – Т.67, №1. – С. 7 – 15.

  6. Гендина, Н. И. Изменение функций библиотек в эпоху социокультурных трансформаций: социальные риски и проблема выбора ориентиров [Текст] / Н. И. Гендина, Л. Н. Рябцева // Библиотековедение. – 2018. – Т. 67, № 3. – С. 257 – 265.

  7. Гендина, Н.И. Электронные путеводители в структуре информационных библиографических ресурсов [Текст] / Н.И. Гендина, А.С. Валялина // Библиография и книговедение: научный журнал по библиотековедению и книговедению. – 2018. – №5(418). – С. 41 – 47.

  8. Гендина, Н. И. Медийно-информационная грамотность в структуре профессиональной подготовки педагогов, журналистов, библиотекарей / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова [Текст] / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова // Вестник Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2019. – № 46. – С. 180 – 194.

  9. Гендина, Н. И. Цифровизация в сфере культуры: сущность, нормативно-правовое регулирование, приоритетные направления совершенствования кадрового обеспечения [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Л. Н.  Рябцева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2020 – №50. - С.183 – 197.

  10. Гендина, Н.И. Терминологические и методологические аспекты формирования единого информационного пространства [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Л. Н.  Рябцева // НТИ. Серия 1. – 2020. – №8. – С. 5 – 17.

  11. Гендина, Н.И. Краеведческие электронные информационные ресурсы библиотек в контексте единого информационного пространства [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Л. Н.  Рябцева // НТИ. Серия 1. – 2020. – №10. – С. 7 – 21.

Основные международные публикации (Web of Science, Scopus)

  1. Gendina, Natalia. Information Culture and Information Literacy as a Scientific Direction and a Field of Educational Activities in Russia // Pathways into information literacy and communities of practice. Teaching Approaches and Case Studies / Edited by Dora Sales, María Pinto. – United Kingdom: Chandos Publishing is an imprint of Elsevier, 2016. – P. 167 – 202.

  2. Gendina, Natalia Integrating the Personal Information Culture Concept and the Idea of Media and Information Literacy Offered in the UNESCO Curriculum for Teachers: Experiences of Russia and Uzbekistan [Text] // Information Literacy: Key to an Inclusive Society 4th European Conference, ECIL 2016, Prague, Czech Republic, October 10-13, 2016, Revised Selected Papers / Editors: Serap Kurbanoğlu, Joumana Boustany, Sonja Špiranec, Esther Grassian, Diane Mizrachi, Loriene Roy, Tolga Çakmak. – Springer, Cham. – 2016. – vol. 676. – pp 543-554.

  3. Гендина, Н.И. Учебная программа ЮНЕСКО по медиа и информационной грамотности для учителей как объект анализа и адаптации в России и Узбекистане [Текст] / Н.И. Гендина // Медиаобразование. – 2017. – №3. – С. 27 – 44.

  4. Гендина, Н.И. Истоки автоматизации отечественных библиотек: реализация идей С. А. Сбитнева. К 100-летию со дня рождения ученого [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор // Научные и технические библиотеки. – 2018. – №3. – С. 44 – 61.

  5. Гендина, Н.И. Библиотека в едином информационном пространстве: необходимость создания электронных путеводителей по интернет-ресурсам [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова // Научные и технические библиотеки. – 2018. – №7. – С. 43 – 59.

  6. Гендина, Н.И. Методика формализованного аннотирования интернет-ресурсов [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова // Научные и технические библиотеки. – 2018. – №8. – С. 48 – 65.

  7. Гендина, Н.И. Третий тренинг тренеров по медийно-информационной грамотности и информационной культуре в Узбекистане [Текст] / Н. И. Гендина // INFOLIB: информационно-библиотечный журнал. – 2019. – №4. – С. 2 – 4.

  8. Гендина, Н.И. Краеведческий цифровой контент центральных библиотек субъектов Российской Федерации как объект потенциального роста обращений пользователей [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Л. Н.  Рябцева // НТБ. – 2020. – № 7. – С. 7 – 19.

Основные учебно-методические работы

  1. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника [Текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 5-7 классов общеобразовательных организаций / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – Москва: РШБА, 2017. – 432 с.

  2. Гендина, Н. И. Подготовка педагогов к развитию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры личности [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина, Л. И. Лазарева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. – 327 с.

  3. Гендина, Н. И. Информационная культура личности: технология продуктивной интеллектуальной работы с информацией в условиях интернет-среды [Текст]: учебное пособие для студентов вузов культуры / Н.И. Гендина, Е. В. Косолапова, Л.Н. Рябцева. – Кемерово: КемГИК, 2020. – Т. 1. – 357 с.

  4. Гендина, Н. И. Информационная культура личности: технология продуктивной интеллектуальной работы с информацией в условиях интернет-среды [Текст]: учебное пособие для студентов вузов культуры / Н.И. Гендина, Е. В. Косолапова, Л.Н. Рябцева. – Кемерово: КемГИК, 2020. – Т. 2. – 309 с.

  5. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 8–9-х классов общеобразовательных организаций [Текст]: учебно-методический комплекс / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова; науч. ред. Н.И. Гендина. – Москва: РШБА, 2020. – Ч. 1. – 272 с.

  6. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 8–9-х классов общеобразовательных организаций [Текст]: учебно-методический комплекс / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова; науч. ред. Н.И. Гендина. – Москва: РШБА, 2020. – Ч. 2. – 312 с.

Профиль ученого

Награды:

  1. Почетная грамота Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры (1985 г.);

  2. Мед Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени (2000 г.);

  3. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999 г.);

  4. Почетный знак «Профессор года» (Кемерово, 2002 г.);

  5. Лауреат премии Кузбасса (2003 г.);

  6. Лауреат Премии Губернатора Кемеровской области (2007 г.);

  7. Лауреат Кузбасской Премии имени С.А. Сбитнева (2008 г.);

  8. Почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ» (2009 г.);

  9. Лауреат регионального конкурса «Профи-Успех-2010» в номинации «Профессор года» (2010 г.);

  10. Юбилейная медаль «70-летие Кемеровской области» (2012 г.);

  11. Благодарность министра культуры РФ (2013 г.);

  12. Почетный знак «Почетный профессор Кузбасса» (2018 г.)

  13. Почетная грамота за участие в секции «Стратегии продвижения достижений культуры и образования в эпоху пост-ПК» в рамках VI Международной научно-практической конференции педагогических работников профессионального образования «Компетентный подход как основа подготовки конкурентноспособных выпускников» Департамента образования и науки Кемеровской области , ГБПОУ «Новокузнецкого горно-транспортного колледжа, 2019г.

  14. Почетный знак «За активную работу в профсоюзе», Российский профсоюз работников культуры, 2019 г.

Гендина Наталья Ивановна