Виртуальная неделя русского языка «Русские Н. В. Гоголя» в Чанчуньском педагогическом университете (г. Чанчунь, КНР)

30 марта – 3 апреля 2020 года в Чанчуньском педагогическом университете была проведена виртуальная исследовательская неделя русского языка, посвященная изучению традиций русской культуры и истории, в рамках реализации программы патриотического воспитания «Русский патриотический текст» Российского культурно-образовательного центра. Студенты 1–2 курсов институтов музыки и изящных искусств Чанчуньского педагогического университета изучали творчество великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Особенностью лингвистического обучения этого семестра явилось претворение новой методологии образовательного процесса – онлайн-обучения на русском языке в китайском диалоговом формате виртуальной коммуникации WeChat. Эта интерактивная площадка позволила представить панорамное видение творчества создателя русского литературного языка в объеме, необходимом для развития общих и специальных языковых компетенций студентов, изучающих русский язык как иностранный.

Поскольку WeChat – это особая языковая образовательная среда виртуальной коммуникации, исследование художественных текстов русской истории и культуры предполагает отношение к формируемому в электронной оболочке русскому языковому знаку как динамическому феномену памяти. WeChat отражает сам процесс формирования и возможные перспективы функционирования моделей символьной и языковой природы.

В электронной среде языкового образования можно проследить два направления динамики русского языкового знака и две его формы: естественную речевую и электронную. Соотношение аудиовизуальных речевых эффектов в актах развития языковой, культурной и исторической информации о русском слове и тексте приводит к раскрытию разных видов мышления и может считаться эффективной рабочей моделью электронного обучения РКИ.

В качестве материала лингвистической недели были избраны языковые знаки Николая Васильевича Гоголя, отражающие особенности взгляда автора на природу русского языкового менталитета.

В процессе обучения студенты постигали особенности русского национального характера, культурные традиции России XIX века, своеобразие гоголевского образа мира, определяли важные для восприятия современной России темы и концепты русской истории и культуры. Так, например, при рассмотрении русских гастрономических образов Николая Васильевича Гоголя студенты проводили сопоставление русских и украинских названий блюд, изучали кулинарные рецепты украинской и русской кухни, осваивали образные слои русского литературного языка и учились готовить русские и украинские кушанья своим родителям.

Проведение лингвистической недели русского языка обеспечили А. Г. Антипов (д. ф. н., проф.) и Лу Хунмэй (д. и. н.).